Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

04.09.2010

Лицом к большой воде

Анна Мартовицкая
Объект:
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: Регенерация территории фабрика «Таболка» (б. фабрика «Пролетарский Авангард») с размещением гостинично-развлекательного центра с яхт-клубом, лодочной станцией, эллингами, кафе и ресторанам
Адрес:
Россия, Вышний Волочек.
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Авторский коллектив:
Никита Явейн (руководитель), Георгий Снежкин, Сергей Аксёнов, Владимир Лемехов

Архитектурная мастерская «Студия 44» в рамках проекта «Фабрика Россия» работала над концепцией регенерации хлопчатобумажного комбината «Пролетарский Авангард». Его территорию с водной системой Вышнего Волочка архитекторы связали с помощью нового канала, так что после реконструкции бывшее производство превратится в маленькую Венецию.

Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: Регенерация территории фабрика «Таболка» (б. фабрика «Пролетарский Авангард») с размещением гостинично-развлекательного центра с яхт-клубом, лодочной станцией, эллингами, кафе и ресторанам
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: Регенерация территории фабрика «Таболка» (б. фабрика «Пролетарский Авангард») с размещением гостинично-развлекательного центра с яхт-клубом, лодочной станцией, эллингами, кафе и ресторанам
© Студия 44
Работу над любым проектом Никита Явейн всегда начинает с тщательного изучения истории места, и Вышний Волочок не только не стал исключением, но и подарил архитектору богатейшую пищу для размышлений. Две ключевых особенности этого города архитекторам  обязательно хотелось подчеркнуть в своем проекте – его выгодное географическое положение и систему каналов, задуманную Петром Первым для водного сообщения между бассейнами различных морей. Как известно, это начинание императора доводилось до ума не одно десятилетие, но тем не менее Вышний Волочек действительно стал центром речного транспорта России, а позже, уже в конце XIX века именно благодаря этому смог превратиться в крупный центр легкой промышленности – здесь появились текстильные производства Рябушинских, Ермакова, Прохоровых. «Товарищество мануфактур Косьмы Прохорова с сыновьями» владело двумя фабриками – «Волочок» и «Таболка». Последняя-то и досталась «Студии 44»: в советское время она была переименована в «Пролетарский авангард» и вполне успешно функционировала. Кое-как ее коллектив пережил и 1990-е годы, а вот 2000-е, увы, стали временем упадка и деградации – сегодня фабрика пустует и медленно разрушается.

«Именно вода некогда дала Вышнему  Волочку жизнь и обеспечила его процветание, – убежден Никита Явейн, – а сегодня уже не несет никакой функциональной нагрузки, не работает на город. Нам кажется, что это огромное упущение и для градостроительной структуры города, и для его экономики, поэтому в нашем проекте мы предпринимаем попытку вновь задействовать градообразующий потенциал воды. Решая локальную задачу редевелопмента фабричной территории, мы на самом деле преследуем глобальную цель – «перезагрузить» водную систему города, создать условия для возрождения судоходства и водных промыслов». Говоря о масштабности целей, архитектор отнюдь не преувеличивает: проект «Студии 44» возвращает Вышнему Волочку не что-нибудь, а водно-транспортную связь с Москвой и Санкт-Петербургом, а также возможность транзитного прохождения города по воде.

Здесь необходимо пояснить, что фабрика Прохоровых расположена на значительном удалении от центра Вышнего Волочка, и на ее территории наличие в городе каналов никак не ощущается. Зато в относительной близости от фабрики расположено Вышневолоцкое водохранилище, и именно его архитекторы решили соединить с городом новым каналом длиной 1,2 км и шириной 160 метров, который пройдет как раз через бывшую мануфактуру.

После того, как к территории фабрики подводится новый канал, часть ее зданий оказываются затоплены и превращаются в искусственные острова. Их «Студия 44» предлагает переоборудовать под гостиницу на воде и сопутствующие ей инфраструктуры – лодочную станцию, эллинги для катеров и яхт, кафе, рестораны. При этом затапливаются только объекты, построенные в советское время и не представляющие значительной архитектурной ценности (в частности, ткацкий цех превращается в эллинги). Что же касается исторических объемов, возведенных во второй половине XIX века из красного кирпича, то эти здания архитекторы, наоборот, бережно сохраняют. В одном из них размещается НИИ воды и водного транспорта, в другом – одноименный музей.

Главное фабричное здание преобразуется в главный корпус гостиницы, куда можно будет входить на лодке прямо из канала. Вообще связь между различными корпусами по воде придает этому комплексу ярко выраженный характер туристического аттракциона. Однако архитекторы подчеркивают, что есть в их проекте и важный социально-экономический аспект: разработанная ими система шлюзов впервые обеспечит проход в водохранилище для прогулочных катеров и рыболовецких судов.

Параллельно каналу прокладывается зеленый пешеходный бульвар – широкая эспланада, насыщенная самыми разными объектами, от рыбного рынка до яхт-клуба (школы судовождения). Две эти артерии – зеленая и голубая, – насыщенные разнообразными функциями, формируют новый городской центр – архитектурную среду, в которой есть все условия для встречи людей.

Все объекты нового строительства оформлены в эстетике гидротехнических и портовых сооружений, причем архитекторы использовали для них самые нейтральные материалы – стекло, металл, дерево, – для того, чтобы ничто не отвлекало посетителей от суровой подлинности промышленной архитектуры позапрошлого века и всепроникающей водной глади. Как поэтично заключает сам Никита Явейн, «вода наполняет пустые пространства  смыслом и энергией, связывает разрозненные строения в единый ансамбль и переводит их архитектурное звучание в иной регистр».
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: Регенерация территории фабрика «Таболка» (б. фабрика «Пролетарский Авангард») с размещением гостинично-развлекательного центра с яхт-клубом, лодочной станцией, эллингами, кафе и ресторанам
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: Регенерация территории фабрика «Таболка» (б. фабрика «Пролетарский Авангард») с размещением гостинично-развлекательного центра с яхт-клубом, лодочной станцией, эллингами, кафе и ресторанам
© Студия 44
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: Регенерация территории фабрика «Таболка» (б. фабрика «Пролетарский Авангард») с размещением гостинично-развлекательного центра с яхт-клубом, лодочной станцией, эллингами, кафе и ресторанам
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: Регенерация территории фабрика «Таболка» (б. фабрика «Пролетарский Авангард») с размещением гостинично-развлекательного центра с яхт-клубом, лодочной станцией, эллингами, кафе и ресторанам
© Студия 44
генеральный план
генеральный план
бывшая сторожка
бывшая сторожка
бывшие склады
бывшие склады
бывший склад хлопка
бывший склад хлопка
бывшее здание фабричной администрации
бывшее здание фабричной администрации