Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.07.2006

Книга «ABD: within the range of architecture»

Мастерская:
ABD architects

В галерее CICterna состоялась презентация книги «ABD: within the range of architecture», подготовленной Владиславом и Людмилой Кирпичевыми (EDAS_Design Kommunalka) и выпущенной австрийским издательством SpringerWienNewYork

Перед нами первая серьезная публикация работ архитектурной компании ABD architects, состоящая из двух книг, одна посвящена интерьерам, другая – зданиям. Это отражает специфику внутреннего устройства ABD, с его внутренним делением на архитектурное и интерьерное подразделения. Книги наполнены красивыми картинками, цветная архитектура перемежается с черно-белыми фотографиями мастерской и просто – города. Они очень хорошо изданы в престижном зарубежном издательстве SpringerWienNewYork, которое специализируется на литературе в области науки и культуры. Это означает, что книга  ABD попала в очень хорошее общество. Издательство, по собственным словам его представителя, поначалу сильно сомневалось в том, стоит ли связываться с русским материалом вообще. Однако, познакомившись с предлагаемой для публикации архитектурой, радикально изменило свое мнение – ABD в который раз сумели убедить Запад, на этот раз в лице издательства, в своей состоятельности. О результативности этого убеждения красноречиво говорит аннотация, данная архитектурной компании на сайте издательства SpringerWienNewYork: ‘surely one of the most innovative and respected architectural practices in Moscow of today’(…безусловно одна из наиболее инновационных и признанных в Москве…) – две высших похвалы для современной архитектуры, с одной стороны она новаторская, а с другой – солидная; такая характеристика от западного культурного сообщества чего-нибудь да стоит.

Вступительные тексты, посвященные прежде всего новым работам 2005 года, написаны двумя исследователями архитектуры послевоенного модернизма, Андреем Кафтановым и Андреем Гозаком. Соответственно и архитектура ABD предстает укорененной в «нашем местном» контексте, продолжающей дело русского авангарда, отвечающей вызовам пространства постсоветского города – что выглядит немного неожиданно, потому что, надо признать, о ней меньше всего думается как о порождении контекста, а скорее наоборот – привычнее считать ее чем-то иномирно-западным, прививкой правильно отлаженного процесса, уверенно и целенаправленно выдающего во всех отношениях качественный архитектурный продукт.

Книга показывает, что это противоречие кажущееся. Вернее, это вовсе и не противоречие, потому что грамотно организованная работа – это механизм, средство, а принадлежность собственной культуре, разумеется, на глубинном уровне, который и есть правильный – это творческое содержание. Так же, как роскошная полиграфия – средство подвести итог 15-летней работе ABD. Такая книга показывает получившуюся архитектуру так, как красивая рамка – картину, позволяя взглянуть на обрамляемые произвения немного иначе. Например, почувствовать, что корни всякой современной архитектуры, и российской, и западной, принадлежат сначала авангарду, в том числе и русскому, а потом – послевоенному модернизму. И что любая уважающая себя современная архитектура считает обязательным выстроить связи с окружением и любым доставшимся ей контекстом, избежав мимикрии и подражательства.

И получается, что перед нами «просто» одна из хороших архитектурных мастерских, работающая в своей стране. И страна от этого кажется не какой-нибудь там особенной или, паче чаяния, полуфеодальной, а «просто» одной из цивилизованных стран, в которой можно работать так же, как в любой другой. Чего это стоит – невозможно себе представить. Но надо признать, что книга выглядит как резюме успешного опыта такой деятельности.