В конце июня в Москве были подведены итоги международного закрытого конкурса на архитектурные и градостроительные решения развития и реконструкции территории спортивного комплекса «Динамо». Легендарный первый советский стадион после реализации проекта получит название «ВТБ Арена парк» – по имени инициатора и главного инвестора реконструкции. Всего в конкурсе приняли участие пять сборных команд, состоящих из крупнейших отечественных и зарубежных архитектурных бюро. Рассказом о проекте ABD Architects (Россия) и Perkins Eastman International (США) мы открываем серию публикаций, посвященных итогам этого одного из самых интересных и безупречно организованных международных архитектурных состязаний, прошедших в России.
Ситуационный план
Стадион «Динамо» был построен по проекту архитекторов Александра Лангмана и Леонида Чериковера в 1928 году к Всесоюзной спартакиаде и затем еще почти восемь лет перестраивался и «доводился до ума». В 1936-м первоначально открытую к Петровскому парку подкову арены замкнули Восточной трибуной, и стадион обрел свой нынешний облик, в котором органично сочетаются лаконизм и геометризм конструктивизма с внушительной монументальностью сталинской классики. До середины 1960-х «Динамо» являлся главным спортивным комплексом Москвы, где проходили все крупнейшие соревнования по многим видам спорта, включая чемпионаты мира и Европы. К Олимпиаде 1980 года спортивные объекты в Петровском парке были реконструированы, и стадион стал ареной футбольного турнира Игр. И вот прошло еще 30 лет, и конструктивистский стадион вновь обветшал, а главное, морально устарел. Решение о его реконструкции было принято еще в конце 2008 года, тогда же появились девелопер («СТ Девелопмент»), готовый ею заниматься, и несколько архитектурных проектов, предусматривавших если не снос, то комплексную перестройку «Динамо». Дальше в ход дела вмешались сначала энтузиасты охраны наследия (формально стадион не является памятником, но, как справедливо считают общественники, более чем заслуживает этого статуса), а затем и экономический кризис. Следствием последнего стала смена девелопера, и пришедший на объект ВТБ решил не ограничиваться заказом одного проекта одному архитектурному бюро, а провести полноценный международный конкурс.
Обязательных условий у этого состязания было несколько. Во-первых, в нем могли участвовать лишь объединенные команды – тандемы российских и зарубежных архитектурных бюро. Во-вторых, им предстояло спроектировать не только новый футбольный стадион, соответствующий всем требованиям УЕФА, но и многофункциональный спортивный комплекс, а также торгово-досуговый центр площадью 20.000м2. На соседнем участке, исторически относящемся к Петровскому парку и спорткомплексу «Динамо», тем же инвестором планируется размещение высокоплотной коммерческой застройки, состоящей из офисного комплекса, апартаментов и 5-звездочной гостиницы (авторы проекта – ТПО «Резерв» и SPEECH). Проектом планировки, разработанным на всю территорию спорткомплекса, этот участок отделяется новым проездом. Новым объектам в составе комплекса«ВТБ Арена парк»присвоены названия: футбольный стадион на 40.000 мест – «ВТБ Арена» (далее – Арена), многофункциональный зал на 10.000 мест – «ВТБ Арена Холл» (далее – Холл), торгово-досуговый комплекс – «ВТБ Пассаж» (далее Пассаж), и офисно-гостиничный комплекс – «Петровский парк».Общий объем инвестиций в реализацию всех вышеперечисленных объектов, по официальным заявлениям руководства ВТБ, составит около 1,3 – 1,4 миллиарда долларов США.
Работу над своим вариантом проекта реконструкции стадиона «Динамо» бюро ABD Architects и Perkins Eastman Architects начали с детального анализа градостроительной ситуации, которую никак нельзя назвать простой. В основе многочисленных сложностей, по единодушному мнению как московских, так и нью-йоркских архитекторов, лежала необходимость поместить объект массового посещения на пересечении транспортных и пешеходных потоков, одновременно сохранив природный парк и памятник культуры.
Предметом напряженной дискуссии внутри творческого коллектива стали два вопроса: место расположения Холла и Пассажа. Идея поместить Холл на месте существующих тренировочного футбольного поля и крытого манежа «Динамо», предназначенных к сносу, отпала сразу. В результате строительства комплекса «Петровский парк», существующий пешеходный маршрут, соединяющий жилые массивы вдоль улиц Верхняя и Нижняя Масловка со станцией метро, оказывается перерезан. Новый спортивный объект перекрыл бы последний проход, тогда как торговый центр, наоборот, позволяет пропустить через себя поток пешеходов.
Важным аргументом в выборе места для Холла стало и расположение относительно метро и парка. Анализ графика игр (футбол/хоккей/баскетбол) показал, что этот спортивный объект будет использоваться практически ежедневно, то есть гораздо чаще, чем Арена. Стало ясно, что ежедневный проход 5-10 тысячной толпы через парк от метро и обратно – губительны для парка. Таким образом, было принято решение объединить оба спортивных объекта внутри исторического стадиона «Динамо». Это оказалось возможно благодаря тому, что он проектировался и строился как легкоатлетический стадион, габариты которого гораздо больше, чем у футбольного.
Американские коллеги предлагали не останавливаться на достигнутом и вписать в историческое здание еще и Пассаж, подняв футбольное поле на отметку +12.00 метров. Подобным образом, например, организован стадион Soldier's Field в Чикаго, также являющийся примером адаптации исторического спортивного сооружения к условиям нового века. Однако эта идея была отвергнута по целому ряду причин.
Во-первых, размещение торгового центра и парковки с неконтролируемым доступом непосредственно под футбольным полем и трибунами было признано небезопасным. Во-вторых, территории вокруг стадиона в обрез хватает для обеспечения эвакуации (в соответствии с нормами 0,5 кв.м. на человека, т.е. на 40000 эвакуируемых требуется 2 га), и загромождать ее многочисленными пандусами (а по требованиям безопасности, доступ на трибуны должен быть рассредоточен, и в каждый сектор нужен отдельный вход) означало бы лишить ее последнего «воздуха». Кроме того, пандусы загородили бы значительную часть исторических фасадов. И, наконец, самое главное соображение: отметка поля, поднятая на 12 метров над уровнем земли, автоматически давала высоту всего сооружения более 60 метров. Архитекторы решили, что это неприемлемо с точки зрения сохранения образа исторического здания и панорамы Ленинградского шоссе в целом.
«Однако помимо аргументов «от противного» существует и «позитивная мотивация» выбранного зонирования территории, – поясняет Борис Левянт. – Например, по нашему мнению, такое размещение спортивных объектов и Пассажа создает оптимальный переход от функции к функции – спорт-парк-торговля-апартаменты-офисы – повышая качество жизни в каждой контактной зоне, и добавляя ценность каждому типу застройки. Этот эффект усилен за счет создания террасной зеленой крыши над Пассажем: парк увеличивается более, чем на гектар, а со стороны коммерческой застройки встает фронт street retail'a (торговой улицы), образуя оживленный пешеходный маршрут поверх проезда, значительно повышающий привлекательность всего комплекса для посещения, в том числе и с социально-культурными целями».
Между тем, два спортивных сооружения удалось весьма эффективно соединить под одной крышей. Футбольный стадион – холодный, с покрытием только над трибунами и естественным газоном. Исторические стены «Динамо» превращаются в открытую галерею, из которой публика попадает в нижнюю чашу трибун по коротким внутренним пандусам, и в верхнюю – с помощью лестниц, лифтов и эскалаторов. Чаша трибун – асимметричная, с понижением к югу. Это позволяет вписать под нее северную трибуну малой арены, и одновременно – обеспечивает понижение отметки кровли к Ленинградке. Со стороны высоких северных трибун крыша отрывается от кромки исторической стены, образуя открытую обходную галерею – фойе верхней чаши.
Поле Холла расположено на 6 метров ниже футбольного. Это позволяет равномерно распределить загрузку трибун: входы на малую арену расположены как на отметке +0.00 (уровень пола исторического стадиона), так и тремя метрами ниже, из партера на Ленинградском проспекте, расположенном между двумя павильонами метро. VIP-зона у Арены и Холла общие, так как одновременно мероприятия на обоих полях проводиться не будут.
Отдельную проблему представлял собой транспорт. В соответствии с градостроительной документацией, доступ на территорию комплекса возможен только с Театральной, Петровско-Разумовской и Московской аллей, а также с проектируемого подземного проезда – но не с Ленинградки, и не с ТТК (Новой Башиловки). Однако Театральную и Московскую аллеи в расчет решили не принимать: в момент проведения решающих матчей движение на них наверняка будет перекрыто. Таким образом, оставались Петровско-Разумовская аллея и ответвляющийся от нее проектируемый внутренний тоннель. Надо признать, что качественное транспортное обслуживание в таких условиях обеспечить практически невозможно. Архитекторы АБД и PEI предложили создать в подземном пространстве односторонний кольцевой проезд с въездом и выездом через рампу-ножницы – соответственно, въезд и выезд оказываются разнесены на сто с лишним метров, хоть и находятся на одной улице и в одной точке.
Подземный подъезд к спортивному комплексу необходим, поскольку только так можно выполнить требования безопасности при доставке на матч спортсменов. Кроме того, под трибунами размещена VIP-парковка. Остальные парковочные места в объеме 2000 мест размещены под Пассажем, что позволяет частично компенсировать трудности при выезде: часть посетителей, оставивших там машины, может провести время в торговой галерее, кафе, кино и выставочных залах. В этой же зоне расположены залы детской спортивной школы.
По мнению авторов проектного предложения, это наиболее щадящее решение с точки зрения сохранения исторического стадиона, парка и создания нового спортивно-рекреационного комплекса практически в центре Москвы.
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» © ABD Architects и Perkins Eastman International
Функциональное разделение. Городские связи
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» © ABD Architects и Perkins Eastman International
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» © ABD Architects и Perkins Eastman International
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» © ABD Architects и Perkins Eastman International
Фойе стадиона
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» © ABD Architects и Perkins Eastman International
Арена. Разрезы
План комплекса на отметке 0.00
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» © ABD Architects и Perkins Eastman International
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» © ABD Architects и Perkins Eastman International
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» © ABD Architects и Perkins Eastman International
Retail street. Разрез
Пешеходные связи
|