Вид Невшателя. Фото предоставлено Тимуром Шабаевым
В конце мая этого года набережная озера Невшатель в швейцарском городе с тем же названием напоминала вавилонское столпотворение. Более ста команд победителей и финалистов Europan, а также представители 62 проектных участков из 19 стран собрались здесь, чтобы совместить поедание фондю с подведением итогов десятой сессии этого архитектурного конкурса.
Вид Невшателя. Фото предоставлено Тимуром Шабаевым
Несколько слов о том, что такое Europan. Это федерация европейских национальных организаций, которая уже на протяжении 20 лет проводит серии конкурсов, которые позволяют идеям молодых архитекторов и градостроителей стать достоянием широкой общественности, а городам – найти инновационные архитектурные и градостроительные решения. В ходе каждой сессии сначала проводится конкурс проектных участков, где отбираются «связки», состоящие из властей города и девелопера, а затем и собственно архитектурный конкурс, в котором может принять участие любой архитектор или градостроитель моложе сорока лет, получивший высшее образование на территории европейского континента. Победившие команды, как правило, получают возможность реализовать свой проект или, по крайней мере, сделать архитектурное исследование для своего участка.
Вид Невшателя. Фото предоставлено Тимуром Шабаевым
Форум Europan в Невшателе дал возможность увидеть, что творится в головах молодых архитекторов, «сделать срез» их основных идей и узнать, каким они видят будущее европейских городов. Тема Europan 10 «Inventing urbanity: regeneration, revitalisation, colonisation» задала три основных направления, определившие стратегии проектов: во-первых, нацеленность на преобразование уже сложившихся городских ландшафтов, их адаптацию к новым жизненным запросам, во-вторых, ориентацию на активизацию городской жизни, создание общественных пространств и, в-третьих, курс на освоение новых, еще не урбанизированных территорий в гармонии с существующим природным ландшафтом. В рамках этих трех направлений участники конкурса разработали различные пути решения существующих проблем, систематизируя которые, организаторы Europan создали три рабочие группы – «Новые городские ландшафты», «Городские стратегии» и «Превращая старое в новое» – в рамках которых и проходили презентации и обсуждение проектов.
Начнем с «Городских ландшафтов». Тема «пешеходного» города стала одним из ключевых вопросов, обсуждавшихся в этой группе. Представленные проекты – такие, как «The Red Ribbon» Мартина Соботы и Томаса Стелмаха или «2100 Meter» Александра Рааба и Филипа Хекхаузена – предлагают новый подход к этой любимой европейскими архитекторами задаче. «Нанизывая» на пешеходный маршрут различные элементы, как архитектурные, так и ландшафтные, они попытались соединить город и природу, создав при этом некое переходное пространство.
Форум Europan в Невшателе. Фото предоставлено Тимуром Шабаевым
Экстенсивное развитие территорий – еще одна тема, затронутая в этой группе. В проектах «Status Quo» Каролины Руиз-Валдепенас и Дарен Гавира Персард и «The Modern Castle» Мортена Веделсбола земля перестает быть нейтральным фоном, но становится активным ресурсом, устанавливающим новые отношения между природными и культурными слоями города.
Форум Europan в Невшателе. Фото предоставлено Тимуром Шабаевым
Популярная, но довольно спорная тема интеграции сельскохозяйственных и других «производственных» ландшафтов в городскую среду также горячо обсуждалась в рамках форума. Этот вопрос затронут, в частности, в проекте «Urban Composition» Ива Бахманна и Куботы Тошихиро, в котором нетипичные для города ландшафты обогащают его среду, размывая его границы.
Форум Europan в Невшателе. Фото предоставлено Тимуром Шабаевым
В рабочей группе «Городские стратегии» обсуждалась проблема коллективного участия в создании города. В представленных в этой теме проектах, например, «Reactivate La Ribera» Хавье и Алии Гарсиа-Герман, нельзя найти законченные архитектурные решения, но там представлена стратегия развития с «открытым финалом», способная реагировать на возможные изменения в требованиях к использованию участка.
Проект «Urban Composition» Ива Бахманна и Куботы Тошихиро
В ряде обсуждаемых проектных предложений, таких как «Urban Grafting» Даниеля Каппеллетти или «Synapsis Colony» Лапо Руффи и Антонио Моначи, поднимается тема плотности городской ткани. При этом плотность трактуется как вопрос не только концентрации застроенной массы, но и ее типологического и функционального разнообразия, где высокая плотность становится основой для создания активной городской культурной среды.
Проект «Urban Grafting» Даниеля Каппеллетти
Еще одна тема, ставшая предметом дискуссий – фрагментация и городские анклавы. Она рассматривалась в проектах, «разбивавших» застройку на части и сосредотачивавшихся на пустотах между этими фрагментами как на потенциальных общественных пространствах; образец такого решения – работа Мартина Янкока «Dense/Lite».
Проект «Synapsis Colony» Лапо Руффи и Антонио Моначи
Наконец, о группе «Превращая старое в новое». В ней дискуссия тоже велась по трем темам, две из которых представляли собой различные стратегии этого «превращения»: первая – это «надстройка» города, при которой новые городские элементы дополняют уже существующие, улучшая их качество и заполняя пустоты, а вторая – обновление внутренних пространств уже существующих компонентов, при чем их функциональное перепрограммирование устанавливает новые связи между ними. Так, в проекте Тимура Шабаева и Марко Галассо «Suture» можно видеть пример создания непрерывной городской ткани путем «склеивания» ее с помощью новых вставок, а в работе «Macro-Micro» Бруно Ванхайсебрука и Амеки Фонтэн реновация индустриального наследия становится важнейшей составляющей проекта. Проекты на третью тему – «Жизнь – работа» – переосмысливают концепции землепользования в зависимости от экономических и демографических изменений в обществе и новых взаимоотношений между работой и жизнью вне ее. В соответствии с этой стратегией в проекте «Proscenium» Марианны Рентзу, Алексндроса Герусиса и Бет Хугес внутреннее пространство жилого здания становится камерной площадью, соединяющей в себе его различные функции.
Проект «Dense/Lite» Мартина Янкока
Отшумели дебаты, участники разъехались по домам работать над проектами. Начался еще один цикл Europan'а. В феврале будущего года будет объявлен список новых конкурсных участков. К сожалению, там мы снова не найдем ни одного российского города – будет упущена еще одна возможность для нашей интеграции в европейскую архитектурную семью, для выставления проблем наших городов на широкое международное обсуждение, для плодотворного обмена идеями. Остается надеятся, что российские архитекторы примут активное участие в 11-й сессии Europan на зарубежных участках и, может быть, в Europan 12 все же появится имя одного из отечественных городов, готового к воплощению идей молодых архитекторов.