Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

09.06.2010

Школа и ее трансформер

Анна Герасименко

8 июня в день закрытия 2-ой Московской Биеннале Архитектуры были подведены итоги конкурса «Наша новая школа» на проект многофункциональной пристройки к типовому зданию средней школы. Первое место жюри во главе со знаменитым Питером Айзенманом присудило сразу двум архитектурным бюро – Студии MEL и бюро «Проект Меганом».

«Наша новая школа» – это национальная образовательная инициатива, предложенная президентом РФ в феврале этого года. Ее главной целью является модернизация школы как образовательного института по таким ключевым направлениям, как реорганизация систем преподавания и подготовки учителей, совершенствование программ обучения и системы оценки знаний, а также организация детского досуга и творчества в стенах школы. Предусматривает «Наша новая школа» и разработку новых архитектурных проектов образовательных учреждений, поскольку существующие типовые здания вряд ли способны стать достойной площадкой для реализации всех задуманных преобразований. Именно поэтому в рамках национальной инициативы был проведен заказной архитектурный конкурс, организаторами которого выступили KoperniK  и Сбербанк России.

К участию в конкурсе были приглашены лучшие архитектурные бюро Москвы – «MEL», «Архитекторы Асс», «Меганом», «Za bor», «А-Б», XYZ и мастерская Николая Лызлова. Перед ними была поставлена задача разработать проект компактного модульного объема многофункционального зала, который может служить одновременно и спортивным, и актовым. Помимо функционала, в техническом задании были жестко прописаны такие параметры объекта, как площадь (не более 900 квадратных метров), стоимость (до одного миллиона долларов) и сроки строительства (максимум полгода). Фактически это пристройка, которая в будущем сможет дополнить любой существующее типовое школьное сооружение. Подобный зал-трансформер может использоваться и как спортплощадка, и как танцевальный подиум, и даже как кинотеатр; он призван помочь российским школам обрести дополнительные площади для развивающих занятий с детьми без глобальной и дорогостоящей реконструкций.

Работы  участников конкурса вошли в экспозицию «Наша новая школа», презентованную 26 мая, в день открытия Второй Московской биеннале архитектуры. В центральном холле ЦДХ разместились семь планшетов и макетов многофункциональных пристроек для российских школ. На протяжении всей работы биеннале эта выставка неизменно привлекала к себе внимание посетителей – тема школы никого не оставила равнодушным, а яркие предложения архитекторов по «реабилитации» унылых типовых проектов 30-летней давности вызывали интерес и восторг. Участники конкурса действительно сделали свои проекты максимально оптимистичными и образными. Так, школьная пристройка бюро «Za bor» решена в виде параллелепипеда с ломаными гранями, будто обтянутого алыми лентами, а пристройка бюро «XYZ» – это положенный на бок бочонок с выдвижными арками, которые позволяют увеличить и кардинально трансформировать его внутреннее пространство.

На пресс-конференции, посвященной подведению итогов конкурса, помощник президента РФ, один из членов жюри Аркадий Дворкович отметил, что «эти замечательные пристройки к школам отвечают всем современным требованиям, как архитектурным, так и функциональным, а также являются безопасными и экологичными». А президент ИГ KoperniK Александр Сенаторов подчеркнул, что каждый из разработанных проектов может быть реализован в любом климатическом поясе России. Вероятно, именно для того, чтобы дать отечественным школам больше шансов на модернизацию, жюри конкурса выбрало не один, а сразу два проекта-победителя – работы Студии MEL и бюро «Проект Меганом».

Школьная пристройка бюро «Проект Меганом» решена как прямоугольный объем с ограждающими конструкциями в виде металлической решетки. Фактически это обнаженный скелет здания, на который можно навесить любые фасадные панели, в зависимости от вкусов и предпочтений конкретной школы. Такое решение даст учителям и ученикам возможность самим определить, каким будет их новый многофункциональный павильон. Внутреннее пространство пристройки делится на две части – сам зал и галерея вокруг него. Как и требовалось по условиям конкурса, зал может трансформироваться из спортивного в актовый.

Второй победивший проект – школьная пристройка Студии  MEL, возглавляемой архитектором Федором Дубинниковым. В этом проекте жюри подкупила многофункциональность внутреннего пространства и его возможности легко трансформироваться с помощью передвижных и выдвижных элементов. На первый взгляд кажется, что это обычный спортивный зал, но с помощью трансформируемой сцены и выдвижных трибун он по мановению руки превращается в театральный или концертный. В то же время пространство, поделенное передвижной перегородкой на две части, может выполнять одновременно и обе функции, то есть служить и местом для спортивных тренировок, и репетиционным залом.

Жюри отметило высокий уровень всех представленных на конкурс работ и поблагодарило архитекторов за яркие инновационные проекты. Что же касается победителей «Нашей новой школы», то их проекты в самое ближайшее время должны выйти на стадию разработки рабочей документации. Строительство первых залов-трасформеров начнется уже в 2011 году. Тогда же Министерство образования и науки РФ планирует объявить архитектурный конкурс на лучший проект школы нового поколения.
Проект бюро «МЕГАНОМ»
Проект бюро «МЕГАНОМ»
Проект бюро «МЕГАНОМ»
Проект бюро «МЕГАНОМ»
Проект бюро «MEL»
Проект бюро «MEL»
Проект бюро «MEL»
Проект бюро «MEL»
Проект студии «Za bor»
Проект студии «Za bor»
Проект бюро XYZ
Проект бюро XYZ