Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.06.2010

«Перестройка» против кризиса

Анна Мартовицкая

30 мая в Центральном доме художника закончила свою работу XV Международная архитектурная выставка «Арх Москва». Стартовавшая одновременно с ней Вторая московская международная биеннале архитектуры продолжится до 8 июня. Правда, ее итоги тоже уже подведены – в минувшую субботу в ЦДХ состоялась торжественная церемония награждения авторов лучших экспозиций. На этой церемонии был назван новый архитектора года – жюри присудило почетное переходящее звание Владимиру Плоткину.

Владимир Плоткин, новый «архитектор года», на вручении наград Арх Москвы. Фотография Натальи Коряковской.
Владимир Плоткин, новый «архитектор года», на вручении наград Арх Москвы. Фотография Натальи Коряковской.
В том, что нынешняя выставка пройдет под знаком экономического кризиса и борьбы с ним, не сомневался, пожалуй, никто. Для профессионального сообщества сейчас нет темы важнее, чем выживание в сложившихся условиях, и национальная архитектурная выставка №1 просто обязана была отразить этапы этого извилистого пути. И если все остальные смотры посвящены кризису опосредовано, в той лишь мере, в которой показывают на порядок уменьшившееся количество проектов и реализаций, то «Арх Москва» и примкнувшая к ней биеннале поставили перед собой амбициозную задачу если не выработать, то хотя бы нащупать новую стратегию развития архитектуры и градостроительства, наиболее адекватно соответствующую запросам кризисной эпохи. И такая тема действительно была найдена – кураторы справедливо рассудили, что сегодня уже никто не строит городами и не хвастается миллионными проектами, и сделали ставку не на новое строительство, но гармонизацию существующих объектов и градостроительных структур.

Теме реновации так или иначе были посвящены все крупные проекты биеннале. Это и «Модернизация модернизма», и раздел «Трансформация города», и ярко раскрашенные фасады типовых многоэтажек в «Городе перестройки», и даже «Большое пари». «Трансформация города» объединила несколько разных по масштабу и степени проработки предложений по реновации российских городов. Это и придуманная АБ «Остоженка» методика комплексного обновления типового квартала исторического города (на примере Самары), и проект внедрения в структуру Тольятти гоночной автотрассы, и разработанные Молодежным объединением САР сценарии развития районов современной жилой застройки Москвы («Новое в новом»). Лучшим же в этом разделе совершенно заслуженно был признан проект «Крапивна. Воскресение», родившийся в мастерской экспериментального учебного проектирования МАрхИ, которой руководит Евгений Асс.

Крапивна – бывший уездный город, а ныне село в Тульской области, в котором расположен филиал музея-заповедника Л.Н.Толстого «Ясная поляна». В ней полностью сохранилась планировка XVIII века, что вкупе с благополучной экологией и хорошей транспортной доступностью делает городок чрезвычайно привлекательным если не для реконструкции с последующим заселением, то хотя бы для использования в качестве идеальной градостроительной модели. Евгений Асс и его студенты подчеркивают, что проект сознательно ориентирован на небольшие сооружения, сомасштабные человеку и детально проработанные. В воссоздаваемом поселении нет проходных или случайных объектов – наоборот, каждый проработан с любовью, выдающей опасения молодых архитекторов о том, что без тщательно возрождаемых малых городов Россия очень быстро превратится в конгломерат безжизненных мегаполисов.

Именно с такими мегаполисами были призваны бороться проекты «Большой Париж» и «Москва». Первый, напомню, был инициирован лично Президентом Франции и разработан десятью ведущими европейскими бюро, каждое из которых предложило свой вариант перекройки бесконечно разросшейся столицы. Проект «Москва» придумали кураторы Барт Голдхоорн и Елена Гонсалес как своего рода ответ россиян французам. Были так же приглашены 10 команд, в их распоряжение предоставлен весь город, и ожидалось, что архитекторы придумают, как сделать его удобным и сомасштабным человеку. Однако полноценного творческого пари так и не получилось. Там, где французы действовали продуманно и деликатно, россияне отдали предпочтение шутке и эффектному арт-высказыванию. И хотя в предложениях москвичей есть рациональное зерно (например, Илья Мукосей предрекает Великий транспортный коллапс и предлагает четырежды клонировать Москву, Борис Бернаскони развивает «кристаллическую решетку» малых городов между обеими столицами, а Михаил Лабазов повсеместно озеленяет златоглавую), выполнены они в настолько условной и подчеркнуто концептуальной манере, что мгновенно становится понятно: архитекторы и сами не очень-то верят в то, что их город может когда-нибудь измениться.

Безусловно, одной из главных интриг проведения Московской биеннале архитектуры остается вопрос о том, где, собственно, пролегает граница между ней и «Арх Москвой». Да и есть ли вообще она? К слову, все вышеперечисленные проекты вошли в программу биеннале. И это позволяет заключить, что биеннале есть фактически собрание всех некоммерческих экспозиций выставки, которые она раньше престижа ради была вынуждена тянуть на себе. Ну, а раз биеннале – это концептуальные проекты и экспозиции иностранных звезд, то «Арх Москва» , по идее, – срез актуальной российской архитектурной практики. Однако именно здесь вышла накладочка.

То ли  в силу кризиса, то ли по каким иным причинам, но участников раздела «Архитектура» в этом году можно было пересчитать по пальцам буквально одной руки. Впрочем, самое удручающее впечатление производило даже не их количество, а качество представленных работ. Собственно архитектуры – полнокровной и полновесной, в виде детально продуманных концепций, утвержденных проектов или свежих реализаций, – на выставке почти не было. А если не считать объединенного стенда двух союзов – московского и российского, – и нескольких планшетов «Моспроекта-4», то не было в разделе «Архитектура» в этом году и ни одного громкого имени.

Своего рода гарантом того, что на будущий год подобная ситуация не повторится, является традиция выбирать архитектор года. В этом году высокий статус был присужден Владимиру Плоткину, и это означает, что «Арх Москва»-2011 начнется с его персональной выставки. «Надо признать, что организаторам удалось меня заинтриговать – я совершенно не ожидал, что меня назовут архитектором года и был очень удивлен (приятно удивлен, конечно же) когда это случилось. Ведь именно в этом году я не участвовал ни в биеннале, ни в Арх Москве. Раньше всегда, хотя бы как-то принимал участие, в каком-нибудь конкурсе или Архкаталоге, а на этот раз не получилось – рассказал нам Владимир Плоткин, – Мое мнение о биеннале? Особенно интересной мне показалась конференция Москва-Париж. Замечательная экспозиция Перми, красивая и информативная. Блестящий проект Крапивна Евгения Асса, особенно с методической точки зрения. Из иностранцев я бы отметил выставку Вернера Зобека».

Итак, Гран-при биеннале получил «ПРОЕКТ ПЕРМЬ» – объединенная экспозиция проектов, выполненных для города на Каме, начиная с мастерплана, разработанного бюро КСАР, и заканчивая конкурсами на проекты Музея современного искусства PERMM и Театра оперы и балета. Лучшей экспозицией раздела «Модернизация модернизма» был назван проект «Модернизация панельных домов: опыт Германии» (организатор – журнал «проект Балтия»), а в «Трансформации города» вне конкуренции оказалась Крапивна. Лучшими гостевыми проектами признаны экспозиция «Верне Зобек и ILEK:эскизы будущего» и выставка номинантов премии АРХИWOOD 2010. А в номинации «Новое место в городе» дипломом вполне предсказуемо был награжден арт проект «Стрелка». Кстати, именно на его территории 27 мая состоялся «Завтрак архитектора», на котором проектировщики, девелоперы и критики обсудили проблемы развития современных мегаполисов. Были в программе биеннале и другие «внешние» мероприятия, однако некоторые из них, увы, остались существовать только на бумаге. Например, обещанную выставку фотографа Алексея Народицкого в Музее Архитектуры обнаружить так и не удалось. Не всегда вовремя открывались и экспозиции в самом ЦДХ – «Арх Москва» из года в год поражает тем, что начинает строиться в самый последний момент. Впрочем, думается, это особенность не данной конкретной выставки, и даже не отечественной архитектуры в целом, но менталитета и национального характера. И, видимо, тут даже кризис не в силах что-либо изменить. 



Ниже публикуем итоги Второй московской биеннале архитектуры и выставки «Арх Москва».

Архитектор года – Владимир Плоткин

Гран-при – ПРОЕКТ ПЕРМЬ
Мастерплан. Генеральный план. Mузей современного искусства. Театр Оперы и Балета.
Куратор: журнал  ПРОЕКТ РОССИИ, при поддержке администрации г.Пермь
Диплом  за вклад в развитие ПРОЕКТА ПЕРМЬ
Гордееву Сергею, Члену Совета Федерации Российской Федерации от Пермского края

Лучшая экспозиция раздела «Модернизация модернизма»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПАНЕЛЬНЫХ ДОМОВ: ОПЫТ  ГЕРМАНИИ
Организаторы: Журнал ПРОЕКТ БАЛТИЯ
Генеральный партнер: Компания КНАУФ. Спонсор:  STO
При поддержке: Немецкого культурного центра им. Гете в Москве
Руководитель проекта: Валерия Каширина, куратор со стороны Германии: Кристина Греве, куратор со стороны России: Владимир Фролов

NEW НОВЫЕ ЧЕРЕМУШКИ
Модернизация (пост) советского микрорайона.
Руководитель: Анна Бокова. Ассистенты: Евгения Муринец, Сергей Глубокин

Лучшая экспозиция раздела «Трансформация города»
КРАПИВНА 010: ВОСКРЕСЕНИЕ
Мастерская Экспериментального Учебного Проектирования МАрхИ
Руководители: Евгений Асс, Никита Токарев, Кирилл Асс

DEVELOPMENT. Проект велосипедной инфраструктуры.
Кураторы: Денис Чистов, Григорий Гурьянов / АБ ПРАКТИКА, при поддержке: ПРОМ МАРХИ / Администрация г. Дубна / телеканал «Дубна»

Самара: методика реновации регулярного квартала исторического российского города.
Архитектурное бюро «Остоженка»

Лучшая экспозиция раздела «Город Перестройки»
Конкурс «Наша новая школа»
Организатор: ИГ КОПЕРНИК,   Партнер: ОАО Сбербанк России, Куратор: Елена Гонсалес

Лучшая экспозиция раздела «Гостевые проекты»
Вернер Зобек и Ilek: эскизы будущего
При поддержке: Немецкого культурного центра им. Гете в Москве

АРХИWOOD 2010. Выставка номинантов премии.
Куратор: Николай Малинин
Организатор: Росса Ракенне СПб (Honka)

Building sustainable communities/строительство устойчивых сообществ
Организаторы: DAC Danish Architecture Centre, Посольство Королевства Дании                                                 

Специальные дипломы

Москва 1993-2009: Бремя перемен
Организатор: Общественное движение АрхНадзор
Кураторы: Александр Можаев, Наталья Самовер

За совместный исследовательский проект архитекторов и девелоперов «Новое в Новом»
Куратор: Елена Гонсалес
Организатор: Ведис Групп / Молодежное Объединение Союза Московских Архитекторов

Сохраним  «Москву» в Ереване.
Организатор: Союз архитекторов России, Международная ассоциация союзов архитекторов (МАСА), Российское отделение союза архитекторов Армении (РОСАА)

Номинация «Новое место в городе»
Арт проект Стрелка


Лучшая экспозиция в разделе «Архитектура»
Цимайло Ляшенко & Партнеры                   
Яузапроект

Лучший дизайн объект
Мир паркета

Лучшая экспозиция в разделе «Дизайн»
Nayada Company и Smart Balls

Дюпон Наука и Технологии    
   
Лучшая профессиональная демонстрация материалов
RHEINZINK    

Лучшая экспозиция в разделе «Свет в Архитектуре»                
ULTIMATUM LIGHT GROUP

Лучшая специальный проект в разделе «Архитектура»
Экспозиция победителя программы NEXT! 2009 «Премия Авангард»
Федор Дубинников
При поддержке LIGHT&DESIGN,  XAL

Лучшая специальная экспозиция
Арх кафе журнала OBJEKT©Россия

Диплом Организаторов за сотрудничество и техническую поддержку специальных проектов выставки Арх Москва
Компании LIGHT&DESIGN и XAL
Награждение Арх Москвы и биеннале. Фотография Натальи Коряковской
Награждение Арх Москвы и биеннале. Фотография Натальи Коряковской