Репортаж – фотоэкскурсия по экспозициям Второй московской биеннале архитектуры в ЦДХ, экспозиции которой (в отличие от выставок Арх Москвы) будут открыты до 8 июня.
Евгений Асс в день открытия выставки на экспозиции проектов реконструкци Крапивны.
Проект «Крапивна» по праву стал одним из фаворитов этой биеннале. Красивый, тонкий, многогранный – это еще не все определения. Опытные архитекторы, правда, признают, что концепция Евгения Асса безупречна, а к студенческим проектам есть вопросы – ну, да это совершенно нормально. Проект Крапивна перекликается с расположенной рядом экспозицией Перми, и подталкивает к сравнению. Действительно, оба проекта посвящены возрождению городов, хотя Крапивна сейчас и село, но в XVIII веке она была городом; оба сделаны очень грамотно, многослойно; по-европейски. Оба по-своему реальны: проектом Крапивны по слухам заинтересовалась областная администрация и руководство музея Толстого, а Пермь, как известно – это вообще единственный город, европейский матер-план для которого и заказан и поддержан. Правда, в проекте Крапивны значительно сильнее культурный пласт, что сразу делает его очень русским, в отличие от прогрессивного, но холодноватого плана для Перми. Даже слово «воскресение» в его названии – уже о многом говорит слуху. Куда ни кинь, а наши проекты душевнее. Мы все шутим и поем, можно подумать, что согласно притче, терять уже нечего. Но и надежд на «воскресение», судя по повсеместно тонкой иронии, пока маловато. Пока «они» высиживают в лабораториях новые материалы и сложные концепции крупных агломераций, «мы» все веселимся.
Вот Ноль-объект Алексея Левчука и Владимира Фролова, вроде бы утопия, но скорее анти. Чтобы посмотреть презентацию, надо залезть снизу в картонную коробку.
Внутри душновато. Суть предложения в том, что бескрайние просторы родины застраиваются пятиэтажками, по одной на 5 квадратных километров. Жителями пятиэтажек, стоящих в полях, занимаются преимущественно сельским хозяйством. Достаточно приехать в почти любую деревню, чтобы убедиться, что люди ведь и живут там в пятиэтажках, поставленных посреди полей… Рядом – макет оной обновленной пятиэтажки из так называемого прозрачного бетона (черный параллелепипед на ножках). Если внутри работает лампочка, то он светится.
Проект Мурманск CMYK демонстрируется в темноте светящимися слайдами (на этой выставке наши преимущественно светятся, а иностранцы серьезно висят себе по стенам в виде планшетов). Идеи похожи на Пермь: уменьшение города, но дополнены забавынми мелочами: светящимися ставнями для пятиэтажек, например. Рядом, такими же слайдами, демонстрируется проект «Изумрудное кольцо планеты», посвященный модернизации городов за полярным кругом. С Мурманском их объединяет оптимистическая песня мультяшного трубадура про «солнце взойдет»; для полярного круга солнце актуально.
Картонные коробки и старый телевизор показывают нам при входе (или выходе) в зал номер 12 разные стадии дня современного человека: офис, фитнес, метро и проч.
Под каждым проектом много авторов. Это офис.
Арх кафе от журнала Object: стены и потолок составлены из белых пластиковых коробок. Получилось уютное пространство.
А вот это реальный российский проект, и даже известный – реконструкция микрорайона в Самаре. Александр Скокан встраивает в деревенскую застройку новые типовые дома; небольшие; разнообразные. Здесь проект представлен шире, как Методика реновации типового регулярного квартала исторического российского города, а Самара выступает лишь примером.
Зато лиризма и трогательности добавляет красивый макет: гнилые деревяшки обозначают старые дома, новые бруски – типовые модули, которые предлагается встроить. Деревья представлены метелками-вениками, мини-кварталы разграничены стенками из оргалита.
Проект развития велосипедной инфраструктуры Дубны. Почти как в Крапивне: опрос населения, проекты очаровательных вело-гаражей и вело-парковок.
Вот, эта замечательная загогулина как раз и есть вело-парковка.
Выставка «Бремя перемен», весной показанная в Музее архитектуры. Пары было-стало, подобранные активистами движения Архнадзор. Любопытно, что два года назад биеннале сотрудничала с Москомархитектурой, а теперь – с Архнадзором.
Тем временем, на протяжении всей Арх Москвы, в Кадашах продолжался беспередел: девелопер «Пяти столиц», которому сильно урезали квадратные метры, торопился разрушить историческую застройку, чтобы хоть ее не обязали его сохранять. Инвестор заслал в Кадаши рабочих с отбойными молотками (а позднее экскаватор), люди дежурили сутками, мешая разрушению. Прокуратура тянула с ответом Архнадзору… все как всегда.
Оргалитовый домик с презентацией Калининградского фестиваля Инстергод 2010.
Проект модернизации российской деревни (все остальные проекты посвящены городам). Предполагает уплотнение застройки и постепенное строительство общественного пространства и остатков домостроительства.
На карте (видеоглаз расположен на месте Москвы и любуется картой деревень России в зеркало на потолке) – на карте хорошо видно, как мало деревень в Сибири.
Результаты проектного семинара Formula Togliatti. Цель – встроить в город гоночные трассы для любителей скорости.
Несколько раз уже описанная и упомянутая выставка Молодежного отделения СМА. Проекты молодых архитекторов по благоустройству двора новых панельных домов в Отрадном, строительством которых занимается теперь, после кризиса, Ведис-групп. Но, как бы молодые архитекторы не старались, этим панельным гигантами вряд ли что-нибудь поможет...
На балконе ЦДХ между первым и вторым этажами во время Арх Москвы располагались киоски журналов и большой книжный магазин «Проект Книги». Эта часть экспозиции закрылась 30 мая.
Дальше, за книжными киосками, на объединенном стенде САР и СМА, притаилась экспозиция Арх Кузницы с макетами металлических сооружений, которые планируется построить в намного большем масштабе во время фестиваля. Эта экспозиция также закрылась вместе с Арх Москвой.
ArchiNest там же, на балконе, представило себя почему-то не гнездом, а скворечником.
В скворечнике очередной прикол: атомный (?) взрыв на мясокомбинате, и пр. Эта экспозиция также, увы, уже закрыта.
Экспозиция Вернера Зобека и института ILEK посвящена штудиям новых материалов. 8 июня Вернер Зобек и Сергей Чобан будут участвовать в дискуссии «Дом Будущего» в Политехническом музее.
Структуры и поверхности, которые раньше считались невозможными: например, ткань из полосок стекла или цельные стеклянные конструкции, элементы которых крепятся друг к другу только за счет термического соединения.
Один из самых зрелищных экспонатов выставки – «скорлупка» из сверхпрочного бетона, материала, открывающего принципиально новые возможности формообразования.
Flat2Form – изобретенная Вернером Зобеком технология изгиба двух параллельных поверхностей (пластин).
Экспозиция «Современная архитектура Тичино». Выставка состоит из двух разделов – «Этапы развития» и «Главные действующие лица» – и начинается с демонстрации представленных в хронологическом порядке проектов сооружений, созданных различными архитекторами в кантоне Тичино и принесших этому региону международную славу. Во втором разделе рассказывается о самых выдающихся зодчих, имевших возможность строить и преподавать за пределами своего кантона, как в Швейцарии, так и в других странах. Сегодня их имена известны всем ценителям современной архитектуры: Марио Ботта, Марио Кампи, Луиджи Сноцци, Фабио Рейнхарт и др.
«Зеленый Маяк» (арх.: Christensen & Co Architects) – первое в Дании общественное здание с нейтральным уровнем выбросов углекислого газа.
Детский образовательный центр Массар (Дамаск), построенный по проекту бюро Henning Larsen Architects, – один из центральных экспонатов выставки Building Sustainable Communities («Строительство устойчивых сообществ»), представляющей работы архитекторов и инженерных бюро Дании.
Проекты студентов под руководством Анны Боковой. «Макеты» внизу напоминают скульптуры из новых материалов Вернера Зобека, но представляют собой здания; к тому же они не так дороги.
Выставка номинантов премии «Дом года» разместилась на служебной лестнице ЦДХ, которая с этого года также стала частью экспозиционного пространства.
«Что если архитектура может изменить мир?» – слоган датской экспозиции.
Опыт модернизации Бухареста.
Проекты Де Найл Аркитектен. Модернизация общественных зданий
Проекты Де Найл Аркитектен. Модернизация общественных зданий
Зал, в котором представлены основные тематические проекты на третьем этаже. Германский опыт реконструкции советского (в основном) жилого фонда, нидерландский опыт реконструкции разных зданий (советского жилого фонда там нет), и российский опыт - хорошо известные работы Сергея Чобана, Сергея Кузнецова и других. Характерно, что в России архитектурная реконструкция не касается жилого фонда, а только промышленных зданий, перепрофилируемых под офисы.
Экспозиции Модернизм -/+ и Модернизация микрорайона: проекции в большом темном зале. Большинство посетителей, заходя, выходило сразу.
Мастерская Ван Хагена
«Архитектура Никогда» – проект фонда «Золотая капитель» (Новосибирск).
|