Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

20.05.2010

Метаморфозы разнообразия

Анна Мартовицкая
Мастерская:
Алексей Бавыкин и партнёры

18 мая в выставочном зале Союза архитекторов России открылась выставка работ последних лет архитектурной мастерской «Алексей Бавыкин и партнеры». Получившая название «Метаморфозы», она открывает цикл экспозиций, посвященных актуальной практике лучших архитектурных бюро России. Пример Алексея Бавыкина и его команды показывает, что даже в кризис работа кипит.

Как рассказывает сам Алексей Бавыкин, идея провести подобную выставку возникла спонтанно. В начале апреля в этом же зале проходила выставка работ мастерской «Евгений Герасимов и партнеры», и руководство САР сочло подобный формат «отчета о проделанной работе» весьма удачным, решив превратить его в добрую традицию. Отличие нового цикла от традиционных экспозиций в том, что в них не будет ни намека на ретроспективность – мастерские будут показывать лишь те проекты, над которыми работали в течение последних 2-3 лет и продолжают работать в настоящий момент. Тем самым и Союз, и сами герои выставок намерены показать, что слухи о губительном влиянии кризиса на архитектуру несколько преувеличены.

На открытии выставки Алексей Бавыкин несколько раз подчеркнул, что это не его персональная экспозиция, а показ результатов коллективного творчества мастерской, в которой, несмотря на кризис, работает 35 человек. За последние два года они спроектировали более 10 объектов, которые теперь прошли согласования и готовы к реализации. Бавыкин с гордостью говорит, что все объекты (за исключением одного жилого дома) точно будут построены, а некоторые уже даже получили все необходимые штампы и подписи чиновников. Правда, не всем проектам удалось преодолеть эту «линию огня» без потерь: не в последнюю очередь выставка потому и называется «Метаморфозы», что некоторые объекты в борьбе за право быть реализованными претерпели довольно серьезные изменения. И причиной тому отнюдь не всегда становились воля и сомнительный вкус чиновников – бывало, у инвестора просто заканчивались деньги, и он был вынужден изменить функциональное назначение объекта.

Именно так произошло с проектом административно-офисного здания в 3-м Автозаводском проезде. И если сначала это был тонкий парафраз знаменитого ДК им. Зуева Ильи Голосова, где 27-этажный цилиндр приобретал желобки-каннелюры дорического ордера, то после перепрофилирования бизнес-центра в гостиничный комплекс категории «3 звезды» стены цилиндра стали гладкими (сам Бавыкин ласково называет его уже не «колонной», а «банкой»), а с основным объемом он теперь связан лишь большой квадратной консолью на уровне кровли.

Еще один проект, претерпевший кардинальные изменения, – это знаменитый дом-арка на Можайском шоссе. Напомним, изначально Бавыкин трактовал этот офисный комплекс  как своего рода трехмерную проекцию Триумфальной арки Осипа Бове. Сквозь арку проходил «нос» длинного стеклянного корпуса, ориентированного вдоль шоссе – напоминающий локомотив, застывший на выезде из тоннеля. Словом, это был эффектный и многозначный проект, который полюбился критикам и получил несколько профессиональных наград. «Зарубил» его лично мэр Москвы Юрий Лужков, посчитавший, что романтической руине в столице не место (не так и уж неожиданно, если вспомнить, как не повезло в этом смысле Царицыну), и мастерская Алексея Бавыкина разработала второй вариант офисного комплекса. Объемы стали прямоугольными, арка превратилась в стеклянно-каменный пилон. Размещенные рядом, эти планшеты с двумя вариантами одного проекта заставляли если не остановиться, то хотя бы замедлить шаг почти всех посетителей выставки. А дальше следовала одна и та же сцена: к ним подходил лично Алексей Львович, приветствовал, горячо жал руку, потом хлопал ладонью по второму варианту и восклицал: «Согласовано, все согласовано! Все штампики есть!». Всем же поклонникам теории неуступчивости творца Бавыкин и его постоянный соавтор Михаил Марек ответили в манифесте, написанном специально для этой маленькой выставки. «Объект может слегка сократиться в объеме, потерять в росте, изменить назначение, наконец! И вот здесь дискуссия совершенно неуместна! Хорошо это или плохо – бессмысленно комментировать. Садись и работай!»

Вообще московских проектов на выставке подавляющее большинство. Исключением является проект второй очереди жилого комплекса «Премьер» в городе Сочи – галерейный жилой дом, расположенный прямо за недавно построенной башней жилого дома «Титаник». По словам самого Бавыкина, единственным критерием отбора проектов для экспозиции было то, что они согласованы и будут построены. Исключение составляет 10-этажный жилой дома на улице Вавилова – завершение в виде двускатной кровли, сбитый ритм окон, кирпичный фасад, крепко-накрепко сросшийся с белым оштукатуренным. Этот, очень типичный для Бавыкина дом отражает и преображает окружающую типовую застройку (излюбленный прием архитектора, достаточно вспомнить жилую башню на ул. Исаковского, кстати, также вошедшую в экспозицию), но, хотя проект уже согласован, строить его не будут. Почему так случилось, Бавыкин рассказывает весьма неохотно, машет рукой и опять говорит что-то про московские власти. Зато поясняет, что в экспозицию включил этот дом как доказательство того, что «немного разнообразия в подходах к «московской» архитектуре на самом деле не повредит».

И это действительно очень по-бавыкински – работать с разнообразием и ради разнообразия. В выставочном зале САР представлено девять проектов – девять совершенно разных архитектурных сюжетов, созданных одной мастерской для многоликого и пестрого города, в котором возможно все.