Продолжение обзора ЭКСПО-2010 в Шанхае.
Павильон Испании на ЭКСПО-2010. Фото: lucia wang via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-2.0
Выставка этого года отличается от предыдущих — вплоть до ганноверской 2000 года — тем, что каждый ее участник — страна или организация — мог сам спроектировать и построить свой павильон: на прошлых ЭКСПО всем странам выделялись сектора в заранее выстроенных корпусах, и национальный вклад там ограничивался дизайном экспозиции, а оригинальным архитектурным решением отличались только тематические павильоны, к примеру, «мост» Захи Хадид на ЭКСПО-2008 в Сарагосе.
Но в Шанхае стало ясно, что свобода творчества не всегда во благо, и самым ярким примером стали неудачи двух именитых архитекторов — Нормана Фостера и Бенедетты Тальябуэ. Проект Фостера для павильона ОАЭ был представлен публике самым первым из всех национальных павильонов и произвел тогда хорошее впечатление, но в реализованном виде стал одним из самых неинтересных построек на ЭКСПО. Вероятнее всего, нужно винить исполнение, точнее, качество использованного для фасадов металла — темного и блестящего, уменьшающего задуманное сходство с дюнами. Испанский павильон Тальбуэ, стены которого собраны из сплетенных из лозы «чешуек», выглядит примерно также, как в проекте, и так же вызывает недоумение. Его органические формы кажутся незавершенными, масштаб — слишком крупным для выбранного материал, особенно в интерьере.
Также в положении «безыдейных» зданий оказались павильоны Португалии, Новой Зеландии, Ирландии, Турции (хотя обращение к образу Чатал-Хююка можно назвать находкой), Бельгии и Евросоюза, Малайзии, Швеции (бюро SWECO), Сингапура, Индонезии и Чили. Все они не так уж и плохи с формальной точки зрения, но неудовлетворительно играют свою роль символа страны и воплощения темы выставки, особенно учитывая неоднородную и конфликтную окружающую их среду. Но, безусловно, в Шанхае есть и очевидно неудачные здания, среди них — постройки Саудовской Аравии, Израиля (архитектор Хаим Дотан, Haim Z. Dotan), Тайваня, Гонконга (архитекторы Чжань Вайцзин, Сэ Цзишань) и Макао («лунный заяц» архитектора Карлоса Маррейроса, Carlos Marreiros), Венесуэлы, Румынии и Кубы (неожиданная и неуклюжая отсылка к конструктивизму в цветах национального флага, которую можно противопоставить павильону Хорватии, где те же составляющие дали оптимальный результат).
Однако, не все страны были в равных условиях: многим по финансовым причинам пришлось удовольствоваться типовым павильоном, декорированным затем по собственному вкусу. Среди лучших вариантов выхода из такой ситуации — павильоны Эстонии, Монако, Перу. Впрочем, и здесь не все были в равных условиях: Исландия, Греция, Беларусь были вынуждены просто затянуть фасады своих корпусов тканью с нанесенным на нее изображением, Филиппины и Шри-Ланка использовали для этой цели пластиковые панели; особой смелостью отличилась Ангола, превратившая свой павильон в огромный цветок вельвичии удивительной — растения-символа этой страны.
Беднейшим странам устроители выставки предоставили сектора в «континентальных» павильонах, в частности, Африканском, и почти полностью оплатили их участие в ЭКСПО: этим объясняется большое число участников.
Павильон ОАЭ для ЭКСПО 2010
Павильон Португалии
Павильон Новой Зеландии
Павильон Ирландии
Павильон Турции
Павильон Бельгии и ЕС
Павильон Швеции
Павильон Малайзии
Павильон Сингапура
Павильон Индонезии
Павильон Чили
Павильон Саудовской Аравии
Павильон Израиля
Павильон Тайваня
Павильон Гонконга
Павильон Макао
Павильон Румынии
Павильон Венесуэлы
Павильон Кубы
Павильон Хорватии
Павильон Эстонии
Павильон Монако (на первом плане - павильон Сербии)
Павильон Перу
Павильон Исландии
Павильон Греции
Павильон Беларуси
Павильон Филиппин
Павильон Шри Ланки
Павильон Анголы
Павильон Африки
Павильон ООН
|