Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.04.2010

Полвека утопии

Нина Фролова
Объект:
Национальная библиотека им. Леонеля де Моуры Бризолы
Адрес:
Бразилия, None, Бразилиа.
Национальный музей им. Онестину Гимарайнша
Адрес:
Бразилия, None, Бразилиа.

Бразилиа исполнилось 50 лет.

Построенный всего за 41 месяц город был официально «введен в строй» 21 апреля 1960 года, хотя идея его строительства относится к началу 19 века: уже тогда было ясна необходимость развития внутренних штатов Бразилии, по всем показателям отстававших от прибрежных районов. В этом аспекте новая столица свою роль выполнила: для ее связи с океаном была построена сеть автодорог, вдоль которых возникли новые сельскохозяйственные центры, активизировалась добыча полезных ископаемых и леса – все то, что позволило Бразилии подняться до современного экономического уровня.

Здание Национального Конгресса. Архитектор Оскар Нимейер. 1960
Здание Национального Конгресса. Архитектор Оскар Нимейер. 1960


Также Бразилиа отлично сыграла репрезентативную роль: ее широкие проспекты, просторные площади и газоны и огромные административные здания смелых форм произвели впечатление на весь мир, начиная с восторгов современников создателя города – президента Жуселину Кубичека, и кончая включением ее центрального района в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987, менее чем через 30 лет после окончания строительства: ситуация для памятника международного значения уникальная.
Вид Эслпанады министерств от Национальной библиотеки (архитектор Оскар Нимейер, 2006) в сторону Площади трех властей
Вид Эслпанады министерств от Национальной библиотеки (архитектор Оскар Нимейер, 2006) в сторону Площади трех властей


Город задумывался как социальная утопия, где министры и рабочие будут жить в одинаковых квартирах в одинаковых шестиэтажных домах, ходить в одни и те же церкви и магазины. Генплан «Плано Пилото» очертаниями напоминает самолет (хотя такую аллюзию его автор Лусиу Коста с гневом отвергал, считая смехотворной). Его «крылья» (10 км) составляют жилые районы, поделенные на зоны, «суперквадры» и кварталы-«квадры». Названий улиц там нет, поэтому типичный адрес выглядит как SQN 202 Bloco A apto. 208, что расшифровывается как «северная супер-квадра 202, квартал А, квартира 208». Сами жители считают, что так очень легко найти нужный дом – достаточно знать арифметику.
Проспект «Монументальная ось»
Проспект «Монументальная ось»


Вдоль «фюзеляжа» (6 км) прочерчен проспект «Монументальная ось», часть которого – Эспланада министерств с 17 зданиями этих учреждений; на месте кабины пилота находится Площадь трех властей с лучшими постройками Оскара Нимейера – зданиями Национального конгресса и Верховного суда и президентским дворцом. Также на этой линии расположены законченные уже после 1960 собор Богоматери, Национальный музей и библиотека; как и многие другие общественные здания Бразилиа, это работы Оскара Нимейера, причем две последние, созданные уже в 21 веке, вызвали некоторое возмущение общественности. По мнению критиков, архитектор сам нарушил цельность своего создания, которое уже принадлежит не ему, а человечеству.
Вид жилых районов
Вид жилых районов


Впрочем, эти здания были предусмотрены генпланом, поэтому их появление кажется вполне правомерным. Гораздо серьезней проблема того, что совсем не предполагалось изначально: окружающий столицу пояс городов-спутников, частично состоящий из трущоб. Именно там живет большинство бразилианцев: всего их 2,6 млн, а жилые кварталы Косты были рассчитаны на 600 тысяч человек. Первые трущобы – и первые бедняки города-утопии – появились еще до 1960: на гигантское строительство съехалось огромное количество рабочих со всей страны, в первую очередь – с нищего северо-востока; в столице они смогли найти заработок, и вскоре к ним перебрались их семьи.
Лусиу Коста. «Плано Пилото». 1957
Лусиу Коста. «Плано Пилото». 1957


Бразилиа – самый богатый город в стране, поэтому туда до сих пор приезжают в поисках лучшей жизни разнорабочие, и затем остаются навсегда. Сильное социальное расслоение, контраст между центральной частью столицы и пригородами заставили Нимейера назвать этот градостроительный эксперимент неудавшимся. Впрочем, эту проблему, характерную для страны в целом, невозможно было бы решить средствами архитектуры – даже в отдельной взятом новом городе посреди степи, но у Бразилиа существуют и другие негативные, присущие только ей особенности. Например, перевод туда всех государственных учреждений, штаб-квартир крупнейших общественных и коммерческих организаций нанес серьезный урон благосостоянию старой столицы – Рио-де-Жанейро, от которого, как считается, он не оправился до сих пор. Еще одна трудность – удаленность столицы и разместившихся там «слуг народа» от своих избирателей (в большинстве своем бразильцы живут на побережье). Это ярко проявилось в период военной диктатуры (1964–1985), когда общественные протесты проходили в Рио и Сан-Пауло, не беспокоя правительство в Бразилиа. Также эта ситуация способствует разгулу коррупции в высших эшелонах власти, создавая ощущение безнаказанности. Незадолго до празднования 50-летия города по обвинению во взяточничестве был арестован столичный губернатор – первый бразильский чиновник такого ранга, оказавшийся за решеткой в период исполнения обязанностей.
Площадь Трех властей в процессе строительства. Конец 1950-х годов
Площадь Трех властей в процессе строительства. Конец 1950-х годов


Есть и более конкретные проблемы. Масштаб города не рассчитан на пешеходов, и без автомобиля там обойтись сложно, несмотря на достаточно эффективную систему общественного транспорта. Там плохо развита сфера услуг и инфраструктура. Еще в 1990-е годы учреждения функционировали со вторника по четверг, так как в пятницу работающие жители улетали на побережье, возвращаясь только в понедельник: в выходные в Бразилиа было абсолютно нечего делать. Сейчас ситуация улучшилась, но не намного.
Жуселину Кубичек (1902-1976)
Жуселину Кубичек (1902-1976)


Однако, жители столицы, в первую очередь – представители среднего класса, любят свой город за относительное благополучие: там самый высокий уровень жизни в Бразилии. Также в нем есть льстящий им элемент богоизбранности: в 19 веке итальянскому святому Иоанну Боско было видение процветающего нового города, расположенного между 15 и 20 градусами южной широты на берегу искусственного озера. Бразилиа соответствует этому описанию (она находится у водохранилища Парануа), поэтому Иоанн Боско был выбран ее небесным покровителем. Впрочем, ценность Бразилиа этим не исчерпывается и состоит примерно в том же, за что ее отметило ЮНЕСКО: этот уникальный город был и остается памятником социальному оптимизму и уверенности в собственных силах «классического модернизма», в начале 1960-х уже клонившегося к закату. 
Лусиу Коста (1902-1998)
Лусиу Коста (1902-1998)


Цельность и масштаб этого архитектурного произведения делает его беспримерным образцом как градостроительства 20 века, так и национального варианта стиля, вызвавшего как попытки имитации, так и отторжение по всему миру. А еще Бразилиа можно рассматривать как поучительный пример взаимодействия рационального замысла его создателей и стихийного, органического влияния населяющей его человеческой общности – взаимодействия с весьма неоднозначными результатами. Как говорят, Юрию Гагарину новая бразильская столица показалась похожей на другую планету, но, каким бы ни был облик ее зданий, она находится на Земле – и это накладывает свой отпечаток.
Оскар Нимейер (р. 1907)
Оскар Нимейер (р. 1907)
Здание Национального Конгресса
Здание Национального Конгресса
Здания Национального Конгресса и МИДа
Здания Национального Конгресса и МИДа
Интерьер Министерства иностранных дел. Архитектор Оскар Нимейер. 1970
Интерьер Министерства иностранных дел. Архитектор Оскар Нимейер. 1970
Здание Национального Конгресса
Здание Национального Конгресса
Дворец президента (Дворец Планалту). Архитектор Оскар Нимейер. 1960
Дворец президента (Дворец Планалту). Архитектор Оскар Нимейер. 1960
Дворец президента (Дворец Планалту). Архитектор Оскар Нимейер. 1960
Дворец президента (Дворец Планалту). Архитектор Оскар Нимейер. 1960
Собор Богоматери. Архитектор Оскар Нимейер. 1970
Собор Богоматери. Архитектор Оскар Нимейер. 1970
Интерьер собора Богоматери
Интерьер собора Богоматери
Мемориал Жуселину Кубичека (JK). Архитектор Оскар Нимейер. 1981
Мемориал Жуселину Кубичека (JK). Архитектор Оскар Нимейер. 1981
Национальный музей. Архитектор Оскар Нимейер. 2006
Национальный музей. Архитектор Оскар Нимейер. 2006
Водохранилище Парануа с Мостом Жуселину Кубичека (Мостом JK). Архитектор Александр Шан. 2002
Водохранилище Парануа с Мостом Жуселину Кубичека (Мостом JK). Архитектор Александр Шан. 2002
Мост JK на водохранилище Парануа
Мост JK на водохранилище Парануа