Полуторамесячный марафон подведения итогов рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода за 2008-2009 гг. закончился. На этот раз целых 7 объектов были признаны равноправными лидерами, после чего, согласно традиции, воссозданы в кремо-бисквитном формате и церемониально съедены.
Кульминация вечера. Ритуальное поедание тортов начинается...
То, что произошло в этом году на Рейтинге архитектуры Нижнего Новгорода, на нашей памяти не случалось еще не разу. После подсчета результатов голосования куратор премии Марина Игнатушко приняла беспрецедентное решение не ставить во главу угла арифметику и не определять победителя исходя из формального количества баллов, а наградить все проекты, набравшие значительный балл по итогам голосования жюри. Из 10 объектов, вошедших в шорт-лист, таковыми оказалось не 3 или 5, а целых 7, т.е. две трети списка! Это необычное решение, разумеется, вызвало неоднозначную реакцию у присутствовавших на церемонии, да и у самих героев рейтинга – архитекторов-лауреатов. Кто-то усмотрел в нем проявление лояльности куратора по отношению к архитекторам, многие из которых уже не раз заслуженно выходили в финал Рейтинга, но не становились его победителями. Кто-то расценил его как альтернативный способ констатировать отсутствие безоговорочного лидера. Но мне кажется, что на самом деле все сложнее и интереснее.
Рейтинг нижегородской архитектуры был придуман в 1997 году журналистами (а не архитекторами), и, во многом благодаря самоотверженности его куратора Марины Игнатушко, стал одной из основных предпосылок огромного успеха нижегородской архитектурной школы на страницах профессиональных журналов. По условиям рейтинга, здания, построенные за последние 2 года, вначале отбирает куратор, затем открытым голосованием в интернете определяется список финалистов; лауреатов по полученному интернет-голосованием шорт-листу выбирают независимые эксперты – журналисты, искусствоведы и архитекторы из других городов и стран. Кстати, именно нижегородский рейтинг ввел интернет-голосование в обиход архитектурных критиков.
Еще одна особенность рейтинга – придуманная в 1999 году форма награды – торт в виде здания-победителя, который авторы-архитекторы торжественно разрезают и раздают на съедение всем желающим. По изменению конфигурации тортов и количества кремовых украшений можно было проследить трансформацию архитектурных тенденций в городе: на смену пышному декору приходил выверенный лаконизм, сдобренный энергичной работой с цветом и материалами. А два года назад победу в рейтинге одержало здание офисного центра «Денди-Хамелеон» (арх. Ю. Болгов, А. Гребенников), которое категорически не укладывается в традиционные представления о нижегородской школе; вовсе не цветное, а очень сдержанное и монохромное. Тогда мы писали, что эта победа предвещает кардинальные перемены и, как оказалось, были правы.
Прежние времена действительно закончились, но не поворотом к какому-то новому направлению, а разнообразием. Архитекторы с удовольствием экспериментируют, отказываясь следовать сформированному за прошедшие два десятилетия представлению о специфике региональной школы. Таким образом, повисший в воздухе два года назад вопрос – куда теперь направится нижегородская архитектура, материализовался в виде семи, по числу нынешних лауреатов, возможных путей развития.
Офисный центр «Дамба» (бюро «5 и 5», арх. Дмитрий Волков) явно продолжает тему мощной, даже массивной архитектуры Нижнего конца 90-х, но в обилии стекла и пластике основного изогнутого корпуса, словно бы парящего над склоном оврага, чувствуется свобода и мастерство в работе с традиционными и современными выразительными средствами. Это очень контекстуальное здание, тихое и спокойное.
Жилой комплекс «Максима» (бюро «5 и 5, арх. Стас Зубарев) по-нижегородски раскрашенный в яркие цвета, в объемно-пространственной композиции решен предельно лаконично. Мощные башни на общем стилобате, чистые формы, и – особенно если посмотреть со стороны оврага – неожиданное сходство с крепостью.
Центр Международной торговли (НПО Архстрой) – тщательно, как хорошая шестеренка, отделанный образец хай-тека. Он бы прекрасно смотрелся в Америке и в Германии, здание получилось более чем международное, вот только оказалось оно прямо в центре Нижнего.
Многофункциональный комплекс «Лобачевский Plaza» (ТМа Быкова) немного не успел с окончанием строительства, чтобы принять участие в предыдущем рейтинге. Но даже два года спустя он не потерял своей актуальности. Стеклянный водопад над входом красив и прекрасно вылеплен, что сложно сказать о колоннах и капителях длинной «улицы» разноцветных фасадов. Почти театральная эффектность архитектуры разделила жителей города на его истовых противников и ярых сторонников.
Административно-жилой комплекс «Паровозик» (ТМа Никишина) возник на тихой улице быстро, словно по волшебству, и, видимо также по волшебству органично встроился в разномастную застройку, несмотря на ярко выраженную современность архитектурного решения. Отчасти «камуфлирующую» роль сыграло стильное сочетание дерева и меди на фасадах.
Жилой дом «Белое солнце» (арх. Ю. Болгов, А. Гребенников) осветил своим желто-оранжевым фасадом унылую серость спального района и снискал любовь не только местных жителей, но и экспертов. На последних произвел впечатление мастерский разворот основного корпуса относительно стилобатной части, сделанный для улучшения инсоляции квартир.
И, наконец, развлекательный центр «Новенький» (архитектор Станислав Горшунов, при участии Ирины Куликовой) демонстрирует новое понимание модернистских ценностей завещанных еще Райтом и активно использованных в советской архитектуре 70-х гг. Оказывается, их актуальность ничуть не девальвировалась. Главное – точно найденные пропорции и грамотная инсталляция в контекст.
В жюри вошло 23 человека (среди них, в частности, московские журналисты и австрийские архитекторы), которые голосовали совершенно автономно, выставляя каждому из десяти зданий шорт-листа оценки по 90-балльной системе, от 10 до 100. Различия по итоговой сумме баллов, набранной каждым зданием-претендентом, оказались небольшими, что не позволило признать чье-то безоговорочное первенство. Зато каждое из семи награжденных зданий было признано лучшим хотя бы одним из членов жюри.
Не удивительно, что куратор предпочла не лишать свой город и его архитекторов возможности самим выбрать, по какому пути пойти. Пусть это и означало устроить мини-революцию, сломав традицию проведения рейтинга. Вместо одного торта гостям подарили целую улицу из 7 тортов, медовых и кремовых, шоколадных и фруктовых, на любой вкус, на любой аппетит. И каждый выбирал, какой кусочек попробовать, за какой добавкой вернутся. Этот ритуально-кулинарный акт констатировал начало новой эпохи в нижегородской архитектуре – эпохи свободы от стереотипов, от диктата лидера и от заданного стилистического ориентира.
В этом году лауреатами Рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода стали 7 объектов. Торты в виде победивших зданий образовали целую улицу
Перед тем, разделить победные торты, архитекторы получили возможность сказать несколько слов в их защиту. Интервью у лауреатов берет Александр Змеул (Агентство P-Arch)
Дома из еды. Фото-натюрморты Марины Игнатушко, сделанные на церемонии награждения лауреатов рейтинга. Дом – «Дамба»
«Дамба». Офисное здание на ул. Октябрьской в районе Лыковой дамбы. Бюро «5 и 5». Архитекторы: Дмитрий Волков, Александр Королёв, Леонид Кравченко,при участии Валентина Пчелина.
Дома из еды – фотографии Марины Игнатушко. Дом – «Максима»
«Максима». Жилой комплекс на улице Лопатина в Верхних Печорах. «Ваш дом»,
бюро «5 и 5». Архитектор Стас Зубарев
Дома из еды - фотографии Марины Игнатушко. Дом - ЦМТ
Центр Международной Торговли в Нижнем Новгороде. НПО «Архстрой»
Дома из еды – фотографии Марины Игнатушко. Дом – «Лобачевски плаза»
Лобачевская Plaza. Многофункциональный комплекс. ТМа Виктора Быкова
Лобачевская Plaza. Многофункциональное здание в квартале, ограниченном улицами Октябрьской, Алексеевской, Ошарской. ТМа Виктора Быкова
Дома из еды – фотографии Марины Игнатушко. Дом – «Паровозик»
«Паровозик». Административно-жилое здание по улице Большая Печёрская. ТМа Валерия Никишина. Архитекторы Валерий Никишин, Мария Мерзлякова, Ирина Ахлестина, Мария Токарева
Дома из еды – фотографии Марины Игнатушко. Дом – «Белое солнце»
«Белое солнце». Жилой дом на Мещерском озере. Архитекторы Юрий Болгов, Александр Гребенников
Дома из еды – фотографии Марины Игнатушко. Дом – развлекательный центр «Новенький»
«Новенький». Развлекательный центр на Нижневолжской набережной. Архитектор Станислав Горшунов, при участии Ирины Куликовой
Дома из еды – фотографии Марины Игнатушко. Дом – «Ордер-хаус», который хотя и не вышел из десятки номинантов в семерку победителей, все равно симпатичен...
«Ордер-Хаус». Жилой дом с офисными и торговыми помещениями по улице Минина. НПО «Архстрой»
|