|
Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)
|
26.01.2010
|
Брызги оранжа
|
Анна Мартовицкая
|
Объект: |
Жилой комплекс с крытой автостоянкой и встроенно-пристроенными торгово-общественными помещениями в г. Челябинск
|
Адрес: |
Россия,
Челябинск.
ул. Новороссийская (со стороны оз. Смолино, между стр.85 и территорией существующего стадиона)
|
Мастерская:
|
Архитектуриум
|
Авторский коллектив:
|
Биндеман В. Н., Бородин О. О., Буйнов Ф. В.
|
В Ленинском районе Челябинска архитектурная мастерская Владимира Биндемана спроектировала жилой комплекс на 530 квартир. Для родины тяжелой промышленности СССР архитекторы придумали дом с запоминающимся силуэтом, необычной тектоникой и очень яркой палитрой.
Ленинский район – один из самых обширных и мрачных в Челябинске. На его планировке и внешнем облике и сегодня лежит печать того факта, что он создавался как военно-промышленный комплекс. Здесь сосредоточены крупнейшие заводы города – электромашин, трубопрокатный, металлоконструкций и другие, – в общем, все те производства, которые в годы Великой Отечественной принесли Челябинску звание «танкограда». Нужно сказать, что после войны в Ленинском районе мало что изменилось: долгие годы он развивался под грифом «секретно», и однотипные жилые кварталы встраивались прямо между заводскими территориями, сколь же обширными, столь и однообразными. Общественная жизнь этой части города вертится, в основном, вокруг Дворцов культуры и спорта Завода металлоконструкций и Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ), а также на набережной озера Смолино, на берегу которого район построен. О Смолино нужно сказать отдельно – это озеро площадью 27 квадратных километров вполне сопоставимо с морем, еще больше напоминает его своей слабосоленой водой. Озеро служило бы главной природной достопримечательностью края, если бы не доставляло ему столько хлопот. В частности, уровень воды в нем постоянно повышается, так что подтопленная береговая зона и локальные наводнения для Челябинска отнюдь не редкость, отчего набережная становится не самым безопасным местом для проведения досуга. Давно обветшали и уже упомянутые основные очаги общественной жизни – ДК, а поскольку они расположены на Новороссийской улице, идущей вдоль берега, то комплексный проект реконструкции и благоустройства всей этой зоны назрел сам собой.
Одним из заказчиков масштабного начинания стал трубопрокатный завод ЧТПЗ, а сам проект был разработан в «Челябинскгражданпроекте». В частности, он предусматривает укрепление набережной до уровня дамбы, реконструкцию ДК, строительство аквапарка, блока спортивных сооружений, медицинского центра и школы. В качестве инвестиционной составляющей проекта в нем также фигурировали коммерческие площади и жилые дома, часть квартир в которых предназначалась для работников завода и приглашенных специалистов, часть – на продажу. Спроектировать последине инвестор пригласил мастерскую Владимира Биндемана, и «Архитектуриум» разработал для Челябинска динамичный и запоминающийся проект жилых домов.
«Архитектуриум» предложил композицию их трех ступенчатых пластин, которая при взгляде с одной стороны сливается в единый объем, а с другой – выглядит как три отдельных корпуса, соединенных между собой перемычками. Стремясь как можно больше квартир ориентировать не просто на озеро, а на его южный берег (в довольно суровом климате Челябинска любой лишний луч света воспринимается как благодать), архитекторы поставили дома под углом к Новороссийской улице. А поскольку все корпуса соединены между собой, то не только силуэт, но и план жилого комплекса стал похож на лестницу с тремя ступенями. В условиях засилья типовой застройки вокруг Биндеману очень не хотелось повторяться даже в пределах трех объемов, поэтому каждый из корпусов имеет разные пропорции. Самый восточный достигает максимальной разрешенной высоты в 77 метров и представляет собой вертикальный параллелепипед. Средний корпус – это, скорее, квадрат, а самый западный – вновь параллелепипед, но уже положенный на землю своей длинной стороной. Отдельно нужно сказать о вставках, соединяющих эти объемы, – блоки высотой в половину первого корпуса имеют г-образную форму и пристроены к северным фасадам домов так, чтобы в разрывы между ними выходили только полностью остекленные лоджии. Со стороны озера эти прозрачные мостки воспринимаются совершенно самостоятельными элементами и визуально скрепляют три корпуса в единое целое. И если в основных корпусах большинство жилых комнат ориентированы на юг, то в домах-вставках расположены квартиры галерейного типа, которые ориентированы на запад и ловят закатное солнце.
В этом проекте вообще много стекла. Фактически весь южный фасад комплекса – это стеклянная поверхность, чья тонированная гладь кое-где разбавлена яркими рыжими вставками, разбросанными в хаотичном порядке. И хотя, казалось бы, стеклянный фасад – это атрибут сугубо южной архитектуры, в суровом северном крае он смотрится уместно, а его дымчатая поверхность, летом отражающая блики солнца в воде, зимой вступает в не менее органичный диалог с бескрайнем полем льда, в которое превращается Смолино. В отдельный блок белого цвета архитекторы вынесли лестницы и инженерные коммуникаций. Эта светлая вставка разделяет жилые объемы на три разных слоя. Ее также можно сравнить с двусторонним холстом, на который архитекторы, в зависимости от контекста, наносят две совершенно разные картины.
И если к озеру жилой комплекс обращен полупрозрачной вуалью, то северный фасад, напротив, решен как сплошная керамическая сетка ярко-рыжего цвета. С одной стороны, архитекторы хотели противопоставить мрачному городскому окружению нечто яркое и позитивное, с другой – этот фасад никогда не увидит солнца, а значит, должен как-то обозначить его сам.
Основанием для всех жилых корпусов служит трехуровневый стилобат, в котором располагаются всевозможные магазины, спа-комплекс и службы быта, а также парковка для будущих обитателей. Необходимость вместить в этот объем столько функций сразу заставила архитекторов сделать его очень большим: перед каждым из домов с северной стороны образовалось по целому летному полю. А поскольку такая площадь требовала соответствующего оформления, стилобат отделан массивным натуральным камнем и благодаря этому визуально воспринимается прямо-таки как «основа основ». Кровля стилобата плоская и на нее ведут несколько пандусов. Никакого благоустройства там, правда, не предусмотрено, Челябинск для подобных изысков слишком уж холодный город. «Возможно, в разгар лета какое-то стихийное благоустройство там и возможно, например, кадки с цветами или летнее кафе, – говорит Владимир Биндеман, – но, скорее всего, дело ограничится тем, что кровля стилобата будет использоваться как резервные парковочные места для жильцов домов».
Этот жизнерадостный дом в заводском районе Челябинска воспринимается как фонтан апельсинового сока в унылую дождливую погоду. Архитекторам удалось не просто спроектировать новую доминанту района, но вылечить «авитаминоз» его визуального ряда. Остается только надеяться, что эта первая инъекция витамина С не станет последней.
|
|