Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.06.2006

Полеты

Объект:
Жилой комплекс «Дирижабль»
Адрес:
Россия, Москва. Профсоюзная, 64-66
Мастерская:
Алексей Бавыкин и партнёры
Авторский коллектив:
Алексей Бавыкин, Михаил Марек, Андрей Власенко, Григорий Гурьянов (Архитектурная мастерская Бавыкина)

Архитектор Алексей Бавыкин, известный своим почтительным отношением к наследию русского конструктивизма, спроектировал жилой многофункциональный комплекс «Дирижабль» на Профсоюзной улице в Москве

Как подчеркивает сам архитектор, его идея базировалась на «юношеском советском пафосе архитектуры конца 20-х – начала 30-х, на леонидовских дирижаблях...». В эпоху конструктивизма существовало направление, воспроизводящее средствами архитектуры различные узнаваемые предметы, связываемые в те годы, как правило, с техническим прогрессом: дом-трактор, дом-звезда, и т.п. Дом-дирижабль очевидно наследует именно этой ветви русского архитектурного авангарда. Он не буквально, но все же узнаваемо притворяется цепеллином, в порыве к небу растянувшимся по вертикали на сорок этажей. А если посмотреть на план дома, его округло-остроконечный, устремленный куда-то вперед контур довершает аналогию.

Небольшой шарик на крыше здания, заставляющий  к глобусу с Нового Арбата, становится знаком, усиливающим тему: весь объем дома можно прочитать как огромную «корзину», готовящуюся взлететь согласно слогану строителей «пошел на подъем – живи в Дирижебле»… Наличие вертолетной площадки поддерживает тему воздушного транспорта, хотя она и предназначена только для спасательных вертолетов. Возможно, когда-нибудь, после отмены запрета на частные полеты над столицей, жильцы смогут парковаться здесь на собственных средствах воздухоплавания.  

Интересно то, что для архитекторов авангарда 20-х годов уподобление проекта какому-либо чуду современной техники было знаком футуристического устремления вперед, к будущему, а здесь – процесс в некотором роде обратный, потому что дирижабль уже давно превратился из символа летящего будущего в ностальгический образ недавнего прошлого в духе «Небесного капитана».

Сказанное однако не отменяет современности архитектуры «Дирижабля», наоборот, скорее ее подчеркивает: для наших дней очень характерна тоска по ушедшему футуризму, некоторый римейк, оживляющий старые сюжеты в обновленных формах. Башня-дирижабль ощутимо изменит скай-лайн в богатом зеленью спальном районе Москвы.