Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.12.2009

Экспонат в натуре

Елена Петухова

В подмосковном курорте «ПИРогово» открылась выставка проектов-победителей международного конкурса Dedalo Minosse. Правда, ее главным экспонатом стал сам курорт «ПИРогово», в прошлом году удостоившийся этой престижной премии.

Выставка лауреатов премии Dedalo Minosse в здании Гольф-клуба (арх. Т. Кузембаев). Курорт «ПИРогово».
Выставка лауреатов премии Dedalo Minosse в здании Гольф-клуба (арх. Т. Кузембаев). Курорт «ПИРогово».
В Москву выставка лауреатов премии Dedalo Minosse приехала в рамках большого международного турне, приуроченного к 10-летнему юбилею конкурса, который праздновался в 2008 году. За эти годы конкурс, проводимый в городе Виченце ассоциацией ALA-Assoarchitetti и журналом l'ARCA при поддержке администрации района Венето, превратился из регионального смотра лучших итальянских построек в международное состязание, в котором принимают участие ведущие мировые проектировщики. Среди лауреатов Dedalo Minosse такие громкие имена, как Марио Ботта, Ричард Майер, Заха Хадид, Манфреди Николетти, бюро Mecanoo. Впрочем, уникальность конкурса заключается не столько в обширной географии участников и степени их звездности, сколько в его концепции. Дело в том, что конкурс задуман как «парный турнир», в котором соревнуются тандемы «архитектор – заказчик», то есть автор проекта и его клиент, доверившийся таланту архитектора, заказавший ему проект и оплативший реализацию. Соответственно, и награда в случае победы достается обоим, каждый получает свой персональный приз.

С тем, что в судьбе каждого проекта основополагающую роль играет именно заказчик, думаю, согласится любой архитектор. Найти идеального заказчика – это мечта, которая для многих проектировщиков остается несбыточной. Но те редкие случаи, когда творческий человек встречает понимание и поддержку со стороны своего клиента, как правило, увенчиваются действительно выдающимися произведениями, иногда даже открытием новых направлений в искусстве. Неудивительно, что организаторы конкурса дали ему имена легендарных Дедала и Миноса: первый, как известно, был архитектором, а второй царем, заказавшим ему постройку печально знаменитого Лабиринта на острове Крит. Помимо этих мифологических прототипов в описании конкурса приводятся и другие, более реальные и близкие нам по времени примеры плодотворных союзов зодчих и их заказчиков.

В России о премии Dedalo Minosse практически ничего не знали до самого последнего времени. Впервые выставка лауреатов этого конкурса прошла в Москве в рамках фестиваля «Зодчество» в 2006 году. Именно тогда итальянские гости обратили внимание на экспонировавшиеся там проекты Тотана Кузембаева, выполненные для курорта «ПИРогово», и предложили ему номинировать свои работы на премию.

То, что среди всего многообразие построек, демонстрировавшихся на фестивале «Зодчество», выбор организаторов Dedalo Minosse пал именно на Кузембаева и его пироговские проекты, кажется глубоко символичным. Ведь для России это едва ли не единственный пример столь долговременного сотрудничества одного заказчика с одним архитектором. За 7 с лишним лет Тотан Кузембаев спроектировал и построил десятки зданий на территории курорта, от крошечной котельной до внушительных загородных домов площадью до 1000 квадратных метров. Большая часть этих объектов была многократно опубликована в профессиональной прессе и воспета критиками за удивительный симбиоз традиционных материалов, концептуальных форм и нередко радикальной колористики. Одновременно с Кузембаевым в «ПИРогово» строят и другие ведущие российские архитекторы, такие, например, как Александр Бродский, Евгений Асс, Николай Лызлов и Владимир Плоткин, но даже такая «конкуренция» не разрушила многолетний творческий тандем.

Результаты этого сотрудничества были представлены на конкурс вместе с еще почти 600 постройками со всего мира, но отнюдь не потерялись на их фоне. Наоборот, работы Кузембаева произвели на жюри такое сильное впечатление, что первый за все время существования премии Dedalo Minosse номинировавшийся проект из России получил специальный приз. Это была неожиданная и оттого вдвойне приятная победа, подтвердившая правильность инновационной архитектурно-ландшафтной концепции, реализуемой в «ПИРогово».

Для того, чтобы еще раз подчеркнуть достоинства построек Тотана Кузембаева, выразительность и удивительный шарм которых, к сожалению, не может выразить ни одна фотография, организаторы выставочного турне приняли решение провести московскую часть именно в «ПИРогово», в здании спроектированного им «Гольф-клуба». Конечно, это существенно сузило круг посетителей выставки. Понятно, что далеко не каждый сможет выбраться загород на полдня и попасть на территорию курорта только за тем, чтобы ознакомиться с лучшими проектами, которые были названы лауреатами премии Dedalo Minosse за прошедшие 10 лет. Это, пожалуй, единственный недостаток выставки, хотя стоит также отметить скромные размеры экспозиционных планшетов, мешающие изучить представленные проекты во всех подробностях. Впрочем, с другой стороны, те, кто все-таки приедут в эти дни в «ПИРогово», смогут лично насладиться главным героем выставки – зданиями на территории курорта, ставшего первым российским лауреатом премии Dedalo Minosse.
Интерьер Гольф-клуба (арх. Т. Кузембаев) с выставкой лауреатов премии Dedalo Minosse. Курорт «ПИРогово».
Интерьер Гольф-клуба (арх. Т. Кузембаев) с выставкой лауреатов премии Dedalo Minosse. Курорт «ПИРогово».
Внешний вид здания Гольф-клуба. Архитектор Тотан Кузембаев. Курорт «ПИРогово».
Внешний вид здания Гольф-клуба. Архитектор Тотан Кузембаев. Курорт «ПИРогово».
Знаменитые «Красные гостевые домики» – один из первых проектов, реализованных Тотаном Кузембаевым на территории курорта «ПИРогово» и принесший ему широкую известность
Знаменитые «Красные гостевые домики» – один из первых проектов, реализованных Тотаном Кузембаевым на территории курорта «ПИРогово» и принесший ему широкую известность
Во время презентации премии Dedalo Minosse. Курорт «ПИРогово».
Во время презентации премии Dedalo Minosse. Курорт «ПИРогово».