Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.12.2009

Прокрустово ложе регламентов

Анна Мартовицкая
Объект:
Разработка архитектурно-градостроительных решений жилого квартала в пойме реки Раменки
Адрес:
Россия, Москва. Пересечение ул. Минской с Киевским направлением МЖД в пойме реки Раменки, ТД "Волынская"
Архитектор:
Павел Андреев
Мастерская:
Архитектурная мастерская Павла Андреева
Авторский коллектив:
Руководитель проекта Андреев П.Ю., ГАП Римашевская И.И., рук. группы архитектор Рязанов Л.В., ведущий архитектор Виноградова-Франк М.В.

Сегодня в Москве продолжается работа над рядом крупномасштабных девелоперских проектов, в будущем обещающих городу появление целых новых районов. Один из таких проектов – жилой квартал в пойме реки Раменки мастерской Павла Андреева, о котором Агентство архитектурных новостей уже писало.

Год с лишним назад мы рассказывали о том, что отрицательнее всего на судьбе этого проекта сказалась практика приглашать архитектора к работе над объектом лишь после того, как полностью утвержден проект планировки территории. В теории все звучит очень красиво: сначала для участка застройки профессионалы-градостроители выделяют основные компоненты будущей планировочной структуры и устанавливают параметры их развития, а затем архитектор воплощает рекомендованные цифры в объеме. Однако на практике наличие подобного проекта планировки приводит к тому, что архитектор оказывается скован по рукам и ногам этой «регламентной алгеброй», разработанной без учета особенностей рельефа и при этом не предусматривающей никаких возможностей для корректировок. «Находясь в подобных жестких рамках строго определенных и «высочайше» утвержденных границ функциональных зон, высот, площадей, коэффициентов и их соотношений, зеленых насаждений и асфальтовых покрытий и т.д и т.п., мы и архитектуру получаем запрограммированную заранее, фактически типовуху, заложенную в СНиПах и МГСНах и своей логикой восходящую к середине прошлого века», – с горечью отмечает Павел Андреев.

Впервые этот проект был анонсирован еще летом 2007 года, когда мэр столицы подписал распоряжение о строительстве жилого микрорайона на пересечении Минской улицы с Киевским направлением Московской железной дороги. Заказчиком и инвестором строительства стала компания-собственник участка «Территориальная дирекция «Волынская», а девелопером – компания «ИНТЕКО». Всего на участке площадью 47,98 га планируется возвести около 500 тысяч квадратных метров жилья. Также в рамках этого проекта предусмотрена корректировка концепции по созданию южного дублера Кутузовского проспекта от Минской улицы до Аминьевского шоссе. Отметим также, что планируемый жилой комплекс бизнес-класса в этом районе Москвы далеко не первый: его непосредственными соседями являются уже построенные жилые комплексы «Золотые ключи» и «Золотые ключи-2», а с другой стороны Минской улицы – «Воробьевы горы» и «Новая Сетунь». Проект планировки территории для ТД «Волынская» был разработан НИиПИ Генплана Москвы, а, получив на руки все цифры, заказчик, наконец, задумался об архитектурном облике своего детища и объявил конкурс. В этом состязании лидером оказалась мастерская Павла Андреева, которой данная победа принесла не столько интересный заказ, сколько необходимость постоянно пытаться втиснуться в прокрустово ложе градостроительных регламентов и при этом обеспечить требуемое инвестором высокое качество проектируемого жилья.

Как мы рассказывали ранее, авторы предложили два варианта проекта – один всецело соответствовал утвержденным планировочным решениям, второй же сохранял технические показатели, меняя географию расположения объектов и функциональных зон во имя создания более комфортной среды обитания. Но изменение мест слагаемых с точки зрения Москомархитектуры и градостроительно–бюрократического аппарата оказалось преступным и невозможным, и заказчик был поставлен перед простым выбором: либо шаг назад на год-полтора плюс затраты, либо «что же поделать, давайте как-нибудь так…» То, какой из вариантов предпочел инвестор, думаю, можно даже не уточнять. В течение всего этого года архитекторы занимались тем, что пытались спасти экономику проекта, подгоняя ее под рельеф, инсоляцию (о которых просто забыли ранее) и смягчить негативное влияние на будущее жилье проходящих совсем рядом автомагистрали и железной дороги. «Проект, безусловно, интересен своей сложностью, – говорит Павел Андреев. – Мы имеем дело с огромным типологическим разнообразием квартир, должны досконально продумать транспортную схему обслуживания района, найти такое решение паркингов, которое избавит территорию от автомобильного движения. За год нами был освоен гигантский объем работы, и все принципиальные задачи (архитектурные, конструктивные, инженерные) мы в целом решили, теперь можно, наконец, переходить к непосредственному проектированию».

В состав нового района войдут квартал малоэтажного жилья и два высотных комплекса, по три башни в каждом. Интересно, что обе «тройки» расположены каждая на своем стилобате с большим подземным пространством. Они композиционно идентичны и решаются в едином стиле, создавая постепенный объемный переход к более низкому жилью, расположенному в северной части участка. Каждая башня имеет чистый и строгий прямоугольный силуэт в духе «классического» модернизма – это, кстати говоря, на фоне разухабистых шапок «Новой Сетуни» смотрится довольно-таки элегантно. А вместе, за счет разной высоты, башни образуют этакий «каменный строй», меняющий свои очертания при движении по дублеру – по нисходящей на север диагонали.

На первых этажах каждого из четырех фланкирующих корпусов, помимо входной группы, будут размещены всевозможные общественные функции – рестораны, магазины, службы быта, а также, расположены въезды в паркинг. Центральные объемы каждой высотной группы решены принципиально иначе. Каждое из зданий расположено на двухэтажном стилобате (также «укомплектованном» всевозможными помещениями общественного и технического назначения), а вход в жилую часть расположен на уровне его кровли – на платформе общего стилобата, напрямую связанного с автомагистралью и остановками общественного транспорта (здесь же организован кольцевой служебный и пожарный проезд).

Работа над фасадами зданий (в том числе и высотных) не завершена и будет продолжена на стадии разработки проекта застройки и проектов отдельных объектов. По словам Павла Андреева, уже сейчас понятно, что на архитектуру фасадов активно повлияют планировочные решения квартир (их более 1600, по 8 – 10 различной площади на каждом этаже). Но проектировщики не намерены ограничивать себя сугубо функциональным подходом. «При общей простоте прямоугольных форм башен хочется найти для них индивидуальные пластические и колористические характеристики, создающие собственный характер нового жилого района», – говорит Павел Андреев. В числе вариантов решения башен есть самые разнообразные трактовки: и многоцветные пиксельные плоскости, и монохромные с наложенной поверх гиперболизированной ордерной схемой, и имитирующие сложную схему электронной «платы»; используются и самые различные цветовые сочетания (желтый, и бирюзовый, и фиолетовый, и даже алый цвета), которые то скрадывают, то, наоборот, подчеркивают истинную высоту жилых комплексов.

«Довести этот проект до конца и не дать ему развалиться, построить по-настоящему комфортный и рационально спроектированный жилой комплекс – труднейшая задача, которую мы до сих пор не решали, – признается Павел Андреев. – Я надеюсь, что всем участникам проекта удастся скоординировать свои усилия и интересы». Поясним, что помимо архитектурной мастерской Павла Андреева над проектом работают мастерская №8 ОАО Моспроект» (является генпроектировщиком всего комплекса), и Евгений Асс, разрабатывающий проект благоустройства прибрежной общественной зоны. И если сообща всем архитекторам действительно удастся довести задуманное до конца, в пойме Раменки не просто возникнет удобный для жизни и эстетически привлекательный жилой район, но будет создан важный прецедент. И, возможно, именно он убедит власти в том, что проекты планировки должны носить более «рамочный» характер и оставлять для архитекторов определенную свободу действия. 
Вариант №1
Вариант №1
Вариант №1
Вариант №1
Вариант №1
Вариант №1
Вариант №1
Вариант №1
Ситуационный план
Ситуационный план