Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.10.2009

Архитектура по-взрослому

Анна Герасименко

Когда два года назад проект школы для детей-сирот в Кожухово (АМ «Атриум») удостоился нескольких профессиональных наград, в России заговорили о том, что аксиома о благотворном влиянии качественной архитектуры на гармоничное развитие личности и у нас, наконец, из теории перешла в раздел актуальной практики. «Зодчество-2009» это подтвердило во всей полноте: в экспозиции было представлено небывало много проектов дошкольных и среднеобразовательных учебных заведений, а «Хрустальный Дедал», как известно, достался зданию школы №1414 на ул. Советской Армии (ЗАО «АРСТ»).

Здание школы №1414. ЗАО «АРСТ» (К.М. Коновальцев, ГАП – О.К. Коновальцев, главный конструктор – А.А. Рубинштейн; архитектор – Тищенко О.Н.; Заказчик: ОАО «Москапстрой», ЗАО «УКС-5».
Здание школы №1414. ЗАО «АРСТ» (К.М. Коновальцев, ГАП – О.К. Коновальцев, главный конструктор – А.А. Рубинштейн; архитектор – Тищенко О.Н.; Заказчик: ОАО «Москапстрой», ЗАО «УКС-5».
Проектируя детские сады и школы, архитекторы всего мира придерживаются схожих принципов – эти здания должны быть яркими, светлыми и безопасными для детей. Вот почему в архитектуре таких учреждений очень часто используются простые геометрические объемы ярких цветов, широкие остекленные поверхности и фонари верхнего света самых разных конфигураций. Российские проекты – не исключение. Например, триумфатор нынешнего года – уже не раз описанная школа №1414 имеет запоминающиеся белоснежные фасады с ярко-красными вставками и такими же оконными переплетами.

К зданию школы №1414 близок по архитектурному решению проект школы №2014 в Южном Бутово, выполненный в белых тонах с яркими оранжевыми акцентами. Архитектурный образ этой школы строится на скатывающейся до земли кровле, которая составлена из заезжающих друг на друга отдельных дугообразных сегментов. На каждом из них высажены трава и кустарники, а часть крыши и вовсе превращена в зеленую площадку с аллеями деревьев.

Еще два здания школ, представленных на «Зодчестве-2009», используют похожие между собой приемы. Блок начальных классов школы №290  и учебный корпус школы №272 (обе – ЗАО «АРСТ»)представляют собой наложенные друг на друга разноцветные прямоугольники, так что их фасады становятся похожими на аппликации из цветной бумаги. Здание начальных классов школы №290 построено на игре прямоугольных и скругленных объемов, прорезанных окнами, разными по размеру и форме, а школа №272 представляют собой контрастное чередование выступающих и глубоко утопленных в фасад ярких объемов.

Совершенно иначе решена школа-гимназия в г. Одинцово (Степанов В.И., Степанов А.В., Шурыгин Д.М., Кирюшина Л.А., Попов А.А.). Круглое в плане трехэтажное кирпично-монолитное здание поставлено на опоры и по горизонтали разделено залами на две автономные группы учебных помещений. В одной части расположены классы, в другой – внушительный спортивный комплекс, включающий в себя бассейн и большой спортзал с беговой дорожкой, площадками для гимнастики, игр в волейбол и баскетбол. Зонирована школа и по вертикали: на первом этаже сосредоточены выставочный, зрительный и обеденный залы, зимний сад, на уровне третьего этажа размещены учебные помещения, рассчитанные на максимальное естественное освещение. Последнее обеспечивается с помощью многочисленных световых фонарей, разбросанных по круглой крыше. Эти архитектурные элементы имеют подчеркнуто разнообразный дизайн и напоминают то египетские пирамиды в миниатюре, то «парус» знаменитой оперы в Сиднее.

Наибольшая свобода формообразования на «Зодчестве-2009» царила, конечно же, в разделе детского архитектурно-художественно творчества, куда многие взрослые архитекторы не поленились заглянуть за свежими идеями, в том числе и для архитектуры детских учебных заведений. Архитектура в представлении детей, действительно, максимально фантастична и и тем самым свободна от каких-либо ограничений, будь то количество квадратных метров, рациональность планировок или замысловато проложенные подземные коммуникации. Висячие города, дома-мосты, разноцветные небоскребы и города-муравейники – пожалуй, только самый смелый архитектурный авангард смог бы сравниться по количеству композиционных и пластических идей с этой небольшой выставкой детских работ. Однако это не значит, что все представленные на ней проекты наивны и по определению утопичны.

В смотре-конкурсе детских работ, проводившемся под предсказуемо-оптимистичным названием «Будущее начинается сегодня», были представлены и почти профессиональные проекты, исследующие формообразование, фактуру и цвет в архитектуре. Например, Детская архитектурная студия «Модулор» в своей работе «Гармония цвета» исследует взаимоотношения между цветами, а школа «Авангардизайн» в своих работах показывает, как метаморфозы происходят на пути от графики к объему и рельефу.

Пожалуй, главное, что показало «Зодчество-2009», так это что детское архитектурное творчество и архитектура для детей в российской практике наконец-то начали сближаться. То, что дети подражают взрослым, – не новость, а вот что взрослые при проектировании зданий, предназначенных для самых маленьких, догадались заговорить на языке детей, – долгожданный прорыв в профессиональном сознании. И остается только надеяться, что теперь эта тенденция сможет перешагнуть границы Москвы и Московской области.
Проект гимназии в Южном Бутово
Проект гимназии в Южном Бутово
Блок начальных классов школы №290. Генпроектировщик – ЗАО «АРСТ»
Блок начальных классов школы №290. Генпроектировщик – ЗАО «АРСТ»
Учебный корпус школы №272. Генпроектировщик – ЗАО «АРСТ»
Учебный корпус школы №272. Генпроектировщик – ЗАО «АРСТ»
Школа-гимназия в г.Одинцово. Авторы: Степанов В.И., Степанов А.В., Шурыгин Д.М., Кирюшина Л.А., Попов А.А.
Школа-гимназия в г.Одинцово. Авторы: Степанов В.И., Степанов А.В., Шурыгин Д.М., Кирюшина Л.А., Попов А.А.