Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.10.2009

Ответственный предприниматель

Анна Мартовицкая

16 октября в рамках Международного фестиваля «Зодчество» в Центральном доме архитектора состоялась презентация монографического выпуска журнала Tatlin, посвященного Борису Левянту и возглавляемому им бюро ABD Architects. В рамках презентации главный герой монографии провел мастер-класс. Тему своего выступления Борис Левянт обозначил как «Опыт коммерческого проектирования» и на протяжении двух с лишним часов очень увлекательно рассказывал о том, каково это – строить офисные и торговые комплексы в современной Москве.

Недюжинная коммерческая жилка чувствовалась, впрочем, не только в проектах, представленных публике в ходе мастер-класса, но и в том, как он был организован. У презентуемой монографии и выступления архитекторов было несколько спонсоров, и каждому из них не просто предоставили слово (что было бы традиционно и столь же традиционно пропущено публикой мимо ушей), а дали возможность презентовать свою продукцию, в том числе и на примере объектов ABD Architects. И на этом случайно заданном фоне компания Левянта, безусловно, выглядит очень по-западному – с ее прозрачностью бизнес-модели, демократичностью организации работы и запоминающимся конечным продуктом.

Особое положение своей компании на рынке сам Борис Левянт объясняет просто: «Мы всегда честно говорим, что занимаемся исключительно коммерческим проектированием. Мы не создаем дворцы или музеи, а занимаемся повседневностью и бизнесом». При этом архитектор подчеркивает, что словосочетание «коммерческое проектирование» ни в коем случае не стоит трактовать как выполнение всех прихотей заказчика. «Наш главный принцип – создавать качественные проекты, и мы никогда не соглашаемся на необоснованные требования заказчика, предпочитая конструктивный диалог и поиск совместного разумного решения». Собственно, мастер-класс и стал рассказом о том, как в работе над тем или иным проектом ABD Architects выстраивали свои взаимоотношения с заказчиком. В ряде случаев архитекторам удалось вступить со своими клиентами в творческий диалог, в других же проектах упрямство последних и желание сэкономить, к сожалению, привели к результату, далекому от идеального. Проекты слушателям представили сам Борис Левянт и его коллеги Сергей Крючков, заместитель генерального директора ABD Architects по развитию проектов и главный архитектор проектов, и Денис Кувшинников, руководитель Департамента интерьеров. В своем вступительном слове Борис Левянт специально подчеркнул, что деятельность бюро не должна ассоциироваться исключительно с его именем – не смотря на то, что он является основателем, генеральным директором и основным партнером. ABD Architects – это, прежде всего, команда, в которой ценится вклад в достижение результата каждого ее члена. Поэтому каждый проект представлялся с обязательным упоминанием авторов – ГАПов и ведущих архитекторов.

Галерею объектов бюро открыл многофункциональный комплекс Mercedes Benz Plaza.  Когда на экране появился снимок этого объекта, Борис Левянт обратил внимание присутствующих на то, что на заднем плане, прямо за обтекаемым стеклянным объемом высотной части здания, виднеется силуэт ЖК «Триумф-палас». «С автором этого объекта я учился в одной группе, сказал Борис Левянт. И каждый раз, когда я вижу эту фотографию, я, во-первых, искренне удивляюсь, что эти здания построены с разницей в несколько лет, а во-вторых, очень радуюсь тому, в какое счастливое время живем, имея возможность строить и так, и так». Эта ремарка вызвала в зале дружный смех, под который Сергей Крючков и продолжил рассказ о Mercedes Benz Plaza, рассказав о том, какие неожиданные факторы, подчас, определяют окончательный облик здания: например, ABD Architects так и не удалось убедить генподрядчика – компанию Hochtief – потратить лишние средства на специальное стекло для облицовки криволинейных фасадов. Причина же была в том, что генподрядчик был кредитором заказчика, и последний не имел достаточно влияния на принятие решения.

К сожалению, еще куда менее благополучно сложилась судьба многофункционального комплекса на проспекте 60-летия Октября, сегодня более известного как «Принципал плаза». Сначала этот проект ABD Architects развивали не только как генпроектировщики, но и как девелоперы и, выступая для самих себя в роли заказчиков, придумали очень эффектное (и эффективное!) здание в виде двух врезанных друг в друга объемов. Параллельно бюро решило массу проблем участка – были снесены некапитальные строения, укреплены грунты, переложены подземные коммуникации. На стадии «Проект» был привлечен ключевой инвестор, но в дальнейшем взгляды на реализацию проекта разошлись: новый мажоритарный партнер был решительно настроен на удешевление строительства. В результате, проект был продан на этапе подготовки к строительству. Новый собственник – крупная финансовая корпорация – планировал использовать здание под собственную штаб-квартиру. Поначалу это внушало воодушевление: ведь для себя-то новые инвесторы строительства должны были не поскупиться. К сожалению, надежды не оправдались: новый владелец не рассчитал своих возможностей, и строительный бюджет оказался не только урезан, но и бестолково израсходован, а проект дополнительно пострадал от функциональных изменений, внесенных ради так и не осуществленной программы.

Пожалуй, самым обсуждаемым из всех проектов ABD Architects сегодня является коммерческий деловой центр «Белая площадь», строительство которого заканчивается в северной части Белорусской площади. Этот проект Борис Левянт и его коллеги разрабатывали совместно с польским архитектурным бюро APA Wojciechowski Architekci. «В ситуации, когда нам не дали сделать то, что мы хотели, мы сделали лучшее из того, что могли», так охарактеризовал Сергей Крючков конечный результат работы после всех согласований с заказчиком и городом. В частности, архитекторы были уверены в необходимости появления в этом месте новой высотной доминанты, способной задать району масштаб, соответствующий сильно выросшему за последнее десятилетие городу. Однако башня, присутствовавшая в проекте ABD Architects, так и не была построена. Зато все, что в рамках проекта «Белая площадь» реализовано, возведено по-настоящему качественно, подчеркнул Борис Левянт. По его мнению, это всецело заслуга эффективного строительного менеджмента со стороны заказчика – компании AIG/LINCOLN.

В числе других представленных на мастер-классе объектов ABD Architects были как очень известные постройки (например, МФК «Метрополис», бизнес-парк «Крылатские холмы», ТК «Европарк»), так и проекты, чья реализация пока под вопросом. В числе последних откровенно футуристичный развлекательный комплекс «Фристайл-парк», «Дом в решетке» многофункциональный торгово-офисный комплекс на Нахимовском проспекте, штаб-квартира компании «Спортмастер» в Большом Сити и административно-офисное здание со встроенной АТС на Рогожском валу. По словам архитекторов, любимым проект становится не после реализации, а в момент зарождения творческого замысла, и представлять широкой публике собрание еще не утвержденных концепций не менее приятно и волнительно. «За каждым проектом стоит много творческих идей и фантазий, радость изобретения чего-то нового, говорит Борис Левянт. А за каждым построенным зданием – много лет упорной работы и неизбежных разочарований, но, главное, сознание собственной ответственности за влияние на пространство, город и общество».

Заключительная часть лекции была посвящена проектированию корпоративных интерьеров, давно выделившемуся в самостоятельное направление деятельности ABD architects. Денис Кувшинников, руководитель Департамента интерьеров подробно рассказал о том, что сегодня понимается под корпоративным интерьером и какие офисы наиболее востребованы на рынке. Каждый из жанров, будь то оформление собственно рабочего пространства, общественной зоны компании, кафе или торгового зала, был проиллюстрирован конкретными примерами. Среди клиентов Департамента интерьеров ABD аrchitects такие компании, как Autodesk, Johnson&Johnson, Bacardi, Jones Lang LaSalle, Morgan Stanley, KPMG, SABMiller Rus и многие другие. Рассказывая об интерьере их офисов, Денис Кувшинников продемонстрировал, насколько род деятельности организации определяет внешний вид ее представительства. Так, например, интерьеры юридических компаний подразумевают концепции цветового решения, вселяющие будущим клиентам спокойствие и уверенность, а компании, работающие в сфере производства товаров народного потребления или информационных технологий, наоборот, подразумевают яркие, запоминающиеся офисы. Конечно, влияет профиль компании и на состав помещений будущего офиса. Так, компании Estee Lauder требовались витрины для демонстрации косметических новинок, и ABD architects разработали проект уникальных встроенных шкафов в переговорной зоне.  А Bacardi вполне предсказуемо понадобился бар, и он был включен в состав общественной зоны офиса, правда, по словами Дениса Кувшинников, самих сотрудников компании туда не всегда пускают. Опыт работы по проектированию интерьеров, понимание нужд будущего арендатора позволяет компании совершенствовать проекты офисных зданий, разрабатываемые архитектурным департаментом.