Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.10.2009

Потеряли Олимпиаду, сохранили памятник?

Мастерская:
Sasaki
SOM - Skidmore, Owings & Merrill

После того, как Чикаго проиграл конкурс на проведение Олимпиады-2016 Рио-де-Жанейро, там появились шансы на сохранение больничного комплекса, построенного по генплану Вальтера Гропиуса.

Больница Майкла Риза. Чикаго
Больница Майкла Риза. Чикаго
Существующий ансамбль больницы Майкла Риза был, в основном, построен после Второй мировой войны: его генплан был разработан в 1946, а воплощен – к концу 1950-х годов. К концу 20 века многие здания там пришли в упадок, и некоторые были даже заброшены: больница испытывала серьезные финансовые затруднения, и в 2008 ее руководство объявило ее банкротом и продало весь комплекс городу. Тогда власти Чикаго активно разрабатывали Олимпийский проект, и обширную территорию этого госпиталя (15 га) выбрали для строительства Олимпийской деревни. Бюро SOM, которому был поручен проект жилого массива для спортсменов, предложило снести все 28 корпусов больницы — кроме Главного здания 1880 года постройки. При этом должны были быть уничтожены 8 (по другим данным — 11) сооружений, в проектировании которых принимал участие Вальтер Гропиус, ландшафтный дизайн территории, созданный Хидео Сасаки и другими видными ландшафтными архитекторами, а также — две постройки самой фирмы SOM, созданные в середине 20 века, когда ее работы обладали совершенно другим уровнем качества.

Сразу несколько групп активистов – «охранителей» наследия представили альтернативные варианты реконструкции комплекса, предполагающие сохранение хотя бы 4 или 5 ключевых зданий Вальтера Гропиуса, но они были отвергнуты чиновниками из-за своей «нецелесообразности». В отличие от официально продвигаемого проекта SOM с шеренгой 12-этажных жилых башен, эти планы предполагали создание зоны разновысотной застройки, сочетание новых и старых сооружений, согласование плана территории будущей Олимпийской деревни с сеткой улиц окружающего района — но количество квадратных метров там было недостаточное. Противники сноса признавали, что сложно согласовать нужды участников Олимпийских игр с планировкой и постройками полувековой давности, при этом даже не жилого, а медицинского назначения. Но такое свободное отношение властей к работам ключевого архитектора 20 века, во многом определившего путь развития американской (наряду с мировой) архитектуры, заставило представителей общественности обвинить их в реализации чисто экономических целей: в желании под прикрытием «национального проекта» Олимпиады очистить участок дорогой земли в центре города от исторической застройки для будущего коммерческого освоения. Подобные обвинения казались особенно правдоподобными в свете того, что чиновники хотели снести все корпуса больницы Майкла Риза еще до решения МОК — якобы, чтобы уложиться в заданный им график работ по подготовке к Играм (к счастью, этого все же не произошло).

Теперь, когда Чикаго окончательно выбыл из борьбы, сторонники сохранения наследия надеются, что в условиях экономического кризиса желающих заниматься таким крупным участком, как комплекс больницы Майкла Риза, пока не найдется, а со временем появится девелопер, согласный реконструировать ее территорию более «щадящим» методом (а здания Гропиуса получат тем временем статус охраняемых объектов).
Больница Майкла Риза. Чикаго
Больница Майкла Риза. Чикаго
Больница Майкла Риза. Чикаго
Больница Майкла Риза. Чикаго
Больница Майкла Риза. Чикаго
Больница Майкла Риза. Чикаго
Больница Майкла Риза. Чикаго
Больница Майкла Риза. Чикаго
Больница Майкла Риза. Чикаго. Вальтер Гропиус. Генеральный план комплекса
Больница Майкла Риза. Чикаго. Вальтер Гропиус. Генеральный план комплекса
SOM. Проект Олимпийской деревни для Игр-2016. Чикаго
SOM. Проект Олимпийской деревни для Игр-2016. Чикаго