Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.10.2009

«Дымовая завеса»

Мастерская:
RMJM

Уилл Олсоп, объявивший в августе о своем уходе из архитектуры ради занятий живописью, на самом деле перешел на работу в бюро RMJM.

Уилл Олсоп. Фото © Jason Alden
Уилл Олсоп. Фото © Jason Alden
 Августовское заявление Олсопа активно обсуждалось в британских СМИ: тогда никто не заподозрил, что это всего лишь «дымовая завеса» (как назвал это сам архитектор), призванная отвлечь внимание от переговоров с RMJM. Тогда совершенно серьезно поднимались вопросы взаимоотношения архитектуры и живописи в творчестве архитектора, проблема удовлетворенности архитекторов своей профессиональной деятельностью (Олсоп назвал как одну из причин своего решения свою невостребованность в государственных и общественных строительных программах, в частности, в олимпийской). Наблюдатели предполагали, что Олсоп рано или поздно вернется к архитектурной практике.

В действительности архитектор и не думал расставаться с архитектурой: сейчас речь идет только о его собственном бюро, которое он вынужден покинуть. В 2006 он продал его крупной группе компаний SMC (ныне — Archial), но пост руководителя мастерской за собой сохранил. В августе 2009 было объявлено, что он продолжит играть там роль консультанта (его контракт истекает в феврале будущего года). Теперь руководство Archial заявляет, что они пока сохранят за собой марку Alsop, а работой над текущими и будущими проектами будут осуществлять ключевые сотрудники бюро.

В RMJM Олсоп займет важную позицию в лондонском офисе, который сейчас реорганизуется: в будущем филиал станет головным отделением этой архитектурной фирмы, и количество персонала там вырастет с 40 до 100-150 человек. Часть этих сотрудников будет работать в составе личной мастерской Уилла Олсопа, которая будет называться «Will Alsop at RMJM».

Сам Олсоп говорит, что сотрудничество с глобальным «гигантом» RMJM даст ему более крепкую базу для работы над зарубежными проектами. Также он уверен в сохранении своей творческой свободы: RMJM сотрудничает с Фрэнком Гери и Жаном Нувелем, совместно с Энриком Мираллесом реализовало комплекс Парламента Шотландии в Эдинбурге.

Британская архитектурная общественность пока отреагировала на новость о «переходе Олсопа к конкурентам» скептически, если не сказать негативно. Его взаимопротиворечащие «сенсационные» заявления стали поводом для упражнений в остроумии. Например, по поводу RMJM — сейчас об этом бюро в английской прессе пишут в основном в связи с утверждением проекта башни «Газпрома» в Санкт-Петербурге, поэтому задаются вопросы: не является ли «Охта-центра» такой же уловкой, что и «уход» Олсопа, и не планируется ли поручить ему переделать этот небоскреб – с укорачиванием на пару сотен метров. Также досталось и самому «герою дня»: ему припомнили катастрофическую коммерческую биографию (финансовую проблемы с собственной мастерской у него начались в 2004, всего через 4 года единоличного руководства, поэтому в 2006 он и был вынужден продать ее успешной группе SMC, которая — как ни странно — вскоре практически обанкротилась): теперь, якобы, Олсоп примется разорять RMJM.