Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.10.2009

До ре ми студенческого быта

Анна Мартовицкая
Объект:
Реконструкция многофункционального студенческого комплекса Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского
Адрес:
Россия, Москва. улица Малая Грузинская, д. 22/24, стр.1, 3, д. 26/30, стр.1
Архитектор:
Павел Андреев
Мастерская:
Архитектурная мастерская Павла Андреева
Авторский коллектив:
мастерская №14, «Моспроект-2» им М.В.Посохина. Андреев П.Ю., Римашевская И.И., Андреев-Платонов Е.П.

Приближающаяся реконструкция Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского затронет не только знаменитый комплекс зданий на Большой Никитской, но и общежитие этого старейшего музыкального ВУЗа страны. Проект последнего выполнен мастерской №14 «Моспроекта-2». Авторский коллектив под руководством Павла Андреева постарался создать для студентов консерватории дом «на вырост», отлично понимая, что другого такого случая может и не представиться.

Существующее общежитие Московской государственной консерватории еще недавно можно было использовать как декорации для съемок фильма ужасов. Крошечные 12-метровые комнаты, в которых живет по 2-3 студента, душные репетитории в подвалах, душевые с вечно забитыми водостоками и пышная плесень на стенах… В последние пару лет руководство прославленного ВУЗа все же нашло средства на частичный ремонт общежития, и самые вопиющие проблемы были устранены, однако от острой нехватки квадратных метров для проживания и репетиций это не избавило. И когда мастерской был заказан проект реконструкции общежития, архитекторы практически сразу предложили не надстраивать существующие пятиэтажные корпуса, а разобрать их, не пытаться худо-бедно перекроить существующую планировку – скупое наследство 1960-х, -- а построить для студентов новое жилье, соответствующее всем современным нормам.

Предложенный план, безусловно, заманчив и благороден, но и самому архитектору, и тем более руководству МГК была очевидна и его обратная сторона: фазы «снос старых корпусов» и «сдача в эксплуатацию новых» неизбежно будут разделены довольно большим отрезком времени, в течение которого будущим музыкантам тоже нужно где-то жить… Так возникла идея трехчастной композиции обновленного общежития: сначала возводится один новый корпус и в него переселяются обитатели одного из существующих корпусов, затем первая пятиэтажка сносится и на ее месте возводится второй новый объем, в который въезжают уже жители второй пятиэтажки, после чего и она благополучно ликвидируется, уступая место новому зданию.

Участок застройки расположен в десяти минутах ходьбы от станция метро «Белорусская» и с южной стороны ограничен Зоологическим переулком, с западной – Малой Грузинской улицей. Существующие корпуса обращены к улице своими главными фасадами, то есть на довольно шумную транспортную артерию выходит большинство окон общежития. Андреев свою тройку жилых параллелепипедов ставит перпендикулярно к дороге, и, пожалуй, с этого простого градостроительного жеста начинается подлинная забота архитектора о бытовом комфорте будущих Мусоргских и Чайковских. Конечно, проектируя на участке площадью 0,81 га общежитие на 900 человек, уйти от коридорной системы не удалось. Но с другой стороны, чем плох коридор, по обе стороны которого расположились удобно спланированные и большие по площади номера (в каждом есть санузел)? На каждом этаже нового общежития также запроектированы кухни, специальные гладильные, сушильные и бельевые комнаты. Есть в жилых корпусах и двухкомнатные квартиры для семейных студентов и приглашенных преподавателей, а на первом этаже спроектировано 5 номеров для инвалидов.

Всего в состав комплекса обновленного общежития войдет пять объемов – три уже упомянутых жилых (центральный корпус будет иметь 14-15 этажей, два фланкирующих его - по 12-13 этажей) и два малоэтажных, предназначенных для размещения нужных студентам нежилых помещений. Трехэтажный блок с актовым и киноконцертным залами смещен левее высотной композиции, а вытянутое двухэтажное здание с входными вестибюлями, бюро пропусков, кафе и столовой, а также спортзалом и бассейном служит опорой для двух крайних башен. Примечательно, что все репетитории, расположенные здесь, имеют верхний свет – плоская кровля стилобата буквально «простегана» линзами световых фонарей.

Фасады, обращенные к Малой Грузинской улице, не оставят у прохожих сомнения в том, что перед ними здание, имеющее самое непосредственное отношение к музыкальной сфере. Эту принадлежность призвано подчеркнуть контрастное сочетание светлых фасадов и темных плоскостей остекления: рисунок окон жилых блоков действительно напоминает о клавиатуре аккордеона, а фасад стилобатной части решен как партитура, роль отдельных нот на которой играют размещенные на разной высоте окна. Будет ли на здании с помощью оконных проемов действительно написана какая-то мелодия и устроит ли она учащихся композиторского факультета Московской консерватории – вопрос пока открытый. Впрочем, это уже детали. Главное, в столице создан прецедент, когда общежитие – жанр, который всегда считался среди архитекторов самым нетворческим, - решено как здание не только удобное, но и эстетически привлекательное.