Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.04.2009

Исчезающие здания Москвы занесены в «Красную книгу»

Анна Герасименко

В четверг в Музее архитектуры состоялась пресс-конференция, посвященная новому проекту по охране памятников – «Красной книге Москвы-2009». Она представляет собой список и карту московских зданий, которым грозит уничтожение и искажение. Таких зданий много – больше двухсот.

«Красная книга Москвы» создана общественным движением за сохранение архитектурного наследия «Архнадзор», возникшего путем объединения нескольких крупных общественных проектов совсем недавно – два месяца назад.  Но активностью своих участников – среди которых известные архитектурные критики, авторы книг о Москве, реставраторы и т.д. – «Архнадзор» уже обратил на себя внимание прессы, общественности и даже государственных институтов. За недолгое время своего существования участники движения организовали пикет в защиту усадьбы Шаховских, собрали подписи под письмами в защиту ряда московских памятников, провели уникальную серию экскурсий 18 апреля, превратив улицу Бахрушина в музей, организовали студенческий конкурс «Москва послезавтра»… Как видим, деятельность «Архнадзора» более чем разнообразна. Но надо признать, что представленная вчера на пресс-конференции «Красная книга» – возможно, самый существенный из доступных на сегодняшний день результатов работы общественного движения.

«Красная книга» – на самом деле не вполне книга. Во всяком случае она не издана. Это список зданий Москвы, судьба которых вызывает на сегодня опасение. В него вошло около 250 домов и ансамблей, преимущественно расположенных в пределах Садового кольца. Он существует в электронном виде, но может быть, будет впоследствии издан как книга. Пока же доступны два формата – CD-room, которые вручили на пресс-конференции журналистам, и, что особенно интересно – интерактивная карта Google.
Все объекты в списке «Красной книги» разделены по типам угроз: одним грозит уничтожение ради нового строительства или обширной реконструкции, другие разрушаются сами без должного ремонта. Где-то уже идет новое строительство, где-то – планируется. К каждому адресу прилагается описание состояния памятника, также как и того, что именно ему угрожает.

Пресс-конференция проходила в предпоследнем зале анфилады, которого едва хватило, чтобы вместить всех присутствующих. О «Красной книге» рассказывали координаторы «Архнадзора» Александр Можаев, Константин Михайлов и Рустам Рахматуллин. Не вдаваясь в детали функционирования собственно проекта, они сосредоточились на главном – на его содержании, на архитектурных памятниках, которым угрожает опасность исчезновения или искажения.

Так, Тверской путепровод, памятник модерна XX века, собираются разобрать в связи с реализацией крупного градостроительного проекта, так называемой «большой Ленинградки». Цели которого просты и понятны – сделать эту трассу скоростной. К сожалению, инициаторов и разработчиков концепции не интересуют памятники архитектуры и инженерной мысли, которые оказываются на его пути.
Паровозное депо Николаевской железной дороги, построенное учеником Константина Тона в 1849 году в виде ротонды с круглым внутренним двором, арочными галереями и лестницами, настолько мешает РЖД, что ее представители уже два раза присылали прошение об исключении этого депо из реестра выявленных памятников. На месте здания предполагается проложить новую железнодорожную ветку.
Для реализации еще одного крупного проекта – Международного выставочного комплекса – планируется разобрать «Монреальский павильон» на ВВЦ (павильон «Москва», который представлял СССР на выставке 1967 года в Монреале). И пока неясно, будет ли он собран на новом месте или попросту разрушен.
Нашумевшая история «реконструкции» Детского мира вызвала особый отклик у «архнадзоровцев»: они решили обратиться за помощью к государству, чтобы остановить реконструкцию и вернуть «Детскому миру» облик, знакомый москвичам с детства. Момент для обращения выбран удачно, поскольку недавно у проекта реконструкции сменился инвестор, и есть надежда, что на него можно будет как-то повлиять.
Другой спорный объект – комплекс автомобильного гаража 1950-х годов на Рогожской улице, в котором располагается музей ретро-автомобилей. В решении правительства Москвы от 21 января говорится о сносе зданий гаража ради строительства музея. Однако в проекте «Моспроекта-4», который был показан на общественном совете два дня назад, речь шла о том, чтобы сохранить подлинное здание гаража пятидесятых и разместить в нем музей, надстроив, правда, стеклянным этажом. Строительство, правда, намечено в любом случае масштабное, потому что существующий гараж «не использует потенциал этого места».  Словом, ситуация вокруг того или иного памятника подчас развивается динамично: то сносим, то нет.

Это лишь краткие истории нескольких памятников, о которых было упомянуто на пресс-конференции. На самом деле, как уже было сказано, таких объектов в Москве около 250, и это еще не окончательная цифра. По словам Рустама Рахматуллина, со временем список «Красной книги» будет дополняться новыми объектами.

Поэтому выбранный авторами проекта электронный формат кажется очень даже удачным. Это удобный способ мониторинга, открытый с двух сторон – для постоянного пополнения и редактирования, а также для просмотра. У него может быть сколько угодно читателей (в отличие от книги). Поэтому, даже если авторы возьмутся издавать «бумажный вариант» книги, он станет красивым, но необязательным дополнением к проекту. Главное в этом проекте – содержание, и возможность быстрого доступа к информации. Что интернет прекрасно обеспечивает. «Красную книгу» хочется понимать не как окончательный продукт некоторой работы (кстати говоря, гигантской и совершенно бескорыстной). Это больше, чем просто список, это инструмент общественного мониторинга состояния московских памятников. Строго говоря, все общественные проекты, вошедшие в «Архнадзор», так или иначе занимались подобным мониторингом. Показанную вчера «Красную книгу» хочется считать результатом объединения их усилий – во всяком случае, именно так все это выглядит. Что радует – ведь как известно, ни в одной стране охрана памятников и городской среды не обходится без участия общественности. Общественность здесь просто необходима для того, чтобы подвергать сомнению принятую строительную практику, озвучивать (иногда кричать), спорить, не давать покоя ни архитекторам, ни госучреждениям. Если общественность этим занимается, есть надежда, что ничто не произойдет втихаря. Пора уже эту общественную деятельность как-то организовать и усилить, помочь ей не сойти на нет в наших непростых условиях. Чем и занимается «Архнадзор».

Несложно заметить, что усилиями этой организации охрана московских памятников и правда переходит в какое-то новое качество. Раньше были скандалы. Много скандалов, побольше и поменьше. Была и аналитика, сборники, статьи. Были и списки, правда, давно и с тех пор они устарели – они постоянно устаревают. Теперь как будто бы наступает время баз данных и системного подхода. Подход радует – наконец-то эти сведения собраны вместе и легкодоступны. Сами по себе данные ужасают. Как-то вот так подумаешь, что больше 200 зданий, многие из которых памятники, разрушаются, а потом подумаешь, что это только в Москве, и волосы дыбом встают. Надо, все-таки надо как-то за этим следить. А то ведь уже осталось мало, а может стать и еще меньше.

«Красная книга Москвы-2009»
«Красная книга Москвы-2009»
Тверской путепровод
Тверской путепровод
Паровозное депо Николаевской железной дороги
Паровозное депо Николаевской железной дороги
Автомобильный гараж на улице Рогожской
Автомобильный гараж на улице Рогожской
Павильон «Москва» на ВВЦ
Павильон «Москва» на ВВЦ
Интерьер «Детского мира»
Интерьер «Детского мира»