В Ренне открылся крупный культурный центр по проекту Кристиана де Портзампарка.
Свободные сферы
Комплекс, состоящий из Музея Бретани, Городской библиотеки и «Пространства науки», назван «Свободные сферы» [les Champs Libres], что также можно связать с выражением, означающим свободу действий. Последнее особенно актуально, учитывая особенности проекта. Портзампарк стремился к объединению в одном здании всех трех институтов, при этом выделив их – формой и материалом – снаружи. При этом архитектор признается, что в начале работы над проектом – в ходе конкурса 1993 года – у него даже возникали сомнения в его жизнеспособности и осуществимости. В то же время существовала опасность превращения комплекса в очередной символ бесполезной бюрократической деятельности, при условии невозможности сосуществования этих учреждений культуры. Но поддержка мэра Ренна, Эдмона Эрве, видевшего в «Свободных сферах» путь к плодотворному взаимодействию жителей 300-тысячного города (каждый третий из которых – студент), слиянию различных культур, областей знаний с обнадеживающим результатом, позволила Портзампарку довести дело до конца. Выбранный участок в центре города, рядом со старым и новым вокзалами, граничит также с эспланадой Шарля де Голля, бывшим плацдармом, ныне – местом проведения различных ярмарок и парковки автомобилей. Рядом располагается новый квартал Коломбье и башня URSSAF. Таким образом, ни с точки зрения архитектуры, ни с истории район не представляет собой ничего значительного, поэтому обязанностью архитектора было и решить градостроительную задачу – создать центр притяжения для всей округи. Основной объем здания представляет собой «слияние» внешне выделенных зон музея, библиотеки и естественнонаучного центра. Музей Бретани решен в виде дольмена (типичного для этой французской провинции мегалитического сооружения), поднятого над первым этажом. Его фасад оформлен бетонным панно скульптора Мартина Уоллиса с использованием розового гранита и кварца, характерных для области материалов. Этот объем прорезан, с двух сторон, перевернутой пирамидой библиотеки из стекла и белого алюминия и полусферы планетария «Пространства науки», обшитой «чешуйками» черного цинка (аллюзия на шифер и сланец, широко применяющиеся в бретонской архитектуре). Также снаружи выделен объем музейных запасников, причем каждый отдел расположен над тем залом, где выставляются его экспонаты. В обширный вестибюль на первом этаже ведут три отдельных входа с трех разных сторон. Его пересекают балконы и мостики, позволяющие быстро передвигаться по комплексу. Также на первом ярусе расположены Фонд Полле, аудитория, залы временных выставок, детская библиотека, и, с юга – небольшой сад. Еще одним оригинальным элементом культурного центра стали перекрытия библиотеки: они фильтруют свет, попадающий в главный читальный зал, одна стена которого полностью застеклена, и откуда открывается панорамный вид на город. Благодаря своим свободным формам, комплекс «Свободные сферы» выделяется из окружающей традиционной застройки. В тоже время, благодаря использованию привычных местных цветов и материалов, он все же вписан в городскую ткань. Свободные сферы
Свободные сферы
Центр Les Champs Libres. Фото: Vale353 via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-3.0
Свободные сферы
Свободные сферы
Свободные сферы
Свободные сферы
Свободные сферы
Свободные сферы
Свободные сферы
Свободные сферы
Свободные сферы
Центр Les Champs Libres. Фото: chisloup via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 3.0
Свободные сферы
Свободные сферы
Свободные сферы
Свободные сферы. Проект
Свободные сферы
Свободные сферы. План первого этажа
|