Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.01.2009

Книга дебютантки

Нина Фролова

Итальянская исследовательница истории архитектуры получила международную премию за свой труд о Николае Львове.

Н.А. Львов. Церковь Св. Екатерины в Мурино под Санкт-Петербургом. 1786-1790. Фотография любезно предоставлена В.М. Паппе ©
Н.А. Львов. Церковь Св. Екатерины в Мурино под Санкт-Петербургом. 1786-1790. Фотография любезно предоставлена В.М. Паппе ©
Федерика Росси стала лауреатом Премии истории архитектуры Джеймса Экермана, присуждаемой за первую книгу в этой сфере; при этом не делается никаких ограничений как относительно темы исследования, так и гражданства автора, хотя отбором кандидатов занимается вичентийский Международный центр исследования архитектуры Андреа Палладио. Росси была награждена в рамках 4-го издания премии, основанной благодаря историку архитектуры Джеймсу Экерману (ставшему в ушедшем году обладателем «Золотого льва» Венецианской Биеннале): он пожертвовал на её учреждение полученную им в 2001 Международную премию Бальцан.

Книга Федерики Росси, которая будет опубликована в мае 2009, названа «Переводя Палладио: Николай Львов, русский архитектор и мыслитель на закате Просвещения». Исследовательница пытается охватить в своей работе все грани личности и творчества выдающегося архитектора, практически неизвестного в Италии. Особое внимание уделено роли Львова в распространении в России не только палладианства, но и неоготики; также Росси пишет о его попытках согласовать формы классической архитектуры с климатическими условиями средней полосы и национальной традицией. В процессе подготовки книги она исследовала большое количество неопубликованных материалов: его рисунков, записей, книг с его собственноручными пометками, что позволило ей подробнее осветить его деятельность как исследователя фольклора, теоретика архитектуры и переводчика разнообразных произведений – от Анакреонта до Палладио.
Федерика Росси
Федерика Росси

31-летняя Федерика Росси впервые приехала в Россию в возрасте 12 лет. Тогда в совершенно новой и необычной для нее русской культуре она нашла нечто знакомое: формы архитектуры Палладио соединили для нее Россию и итальянскую, европейскую традицию. Позже, заинтересовавшись личностью Николая Львова, Росси увидела в нем «русского Леонардо», пытавшегося улучшить общество в духе идей Просвещения и познакомить соотечественников с новейшими западными идеями. При этом она ясно понимала, что Россия не совсем Европа, и что, исследуя ее историю и архитектуру, необходимо помнить об уникальных особенностях ее ситуации.

Федерика Росси училась в  художественной школе в Москве, получила высшее образование в Турине и закончила аспирантуру в Пизе. Сейчас она занимается историей Пизанской башни.