Объявлен победитель конкурса на проект нового крыла музея Кунстхаус в Цюрихе, обладающего одним из лучших в Швейцарии художественных собраний.
Кунстхаус в Цюрихе – новое крыло. Конкурсный проект © David Chipperfield Architects
Абсолютное большинство членов жюри выбрало проект британского архитектора Дэвида Чипперфильда за его сдержанность и отсутствие «знаковой» броскости. Судьи определили эту работу как «классический Чипперфильд»; действительно, она несколько напоминает его музеи для Германии, в частности – «Галерею Бастиана» рядом с Музейным островом в Берлине. В то же время, здание для Цюриха согласовано с существующим комплексом Кунстхауса: колористическое решение и спокойный ритм фасада напоминает первое здание музея – сооружение в стиле модерн 1910 года, расположенное через площадь Хаймплац от будущего корпуса.
Кунстхаус в Цюрихе – новое крыло. Конкурсный проект © David Chipperfield Architects
Впрочем, с начала XX века Кунстхаус несколько раз перестраивался: в 1920-е архитектор Карл Мозер расширил свою первоначальную постройку, добавив боковое крыло и новые помещения с заднего фасада, а в 1958 рядом открылось обширное здание братьев Пфистер с галереями временных выставок и конференц-залом.
Район Кунстхауса. Аэрофотосъемка. Место строительства корпуса Д. Чипперфильда отмечено белым квадратом
В корпусе Чипперфильда с бюджетом в 150 млн швейцарских франков будут располагаться пространства для экспозиции новейшего искусства, гравюр, рисунков и фотографий, а также – произведений XIX века и коллекции Бюрле. Также проект предполагает превращение Хаймплац – транспортного узла в центре города – в полноценное общественное пространство.
Карл Мозер. Кунстхаус. 1910. Справа - крыло 1958 года
Однако победа в конкурсе в Швейцарии дает еще меньше гарантий осуществления проекта, чем в других странах мира: в большинстве кантонов работа архитектора должна быть вынесена на суд жителей, и ее реализация начинается только по получении положительного результата на всеобщем голосовании горожан. Даже в прогрессивном Базеле эта система дает сбои: мнение публики, как правило, сугубо консервативно. Цюрих в этом отношении отличается особой жесткостью, поэтому там почти не появилось значительных новых построек за последние двадцать лет, хотя недостатка в интересных проектах не наблюдалось (так, например, элегантный конгресс-центр Рафаэля Монео, победившего в конкурсе 2006 года, горожанам не понравился). Но если корпус Кунстхауса Дэвида Чипперфильда придется по вкусу жителям Цюриха, открыть его планируется к 2015.
Ханс и Курт Пфистеры. Корпус цюрихского Кунстхауса. 1958
Всего в конкурсе участвовало 214 бюро из 22 стран, а в финал Свышло 20 мастерских, в том числе – Rex, «Гигон/Гийер», «Карузо Сент-Джон» и «Зауербрух Хаттон». Победа Чипперфильда в Швейцарии несколько смягчает крах его другого музейного проекта – нового крыла Музея искусств в Сент-Луисе, штат Миссури – из-за финансового кризиса.
|