Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.11.2008

Смена ориентиров

Нина Фролова
Объект:
Жилой комплекс 23 East 22nd Street
Адрес:
США, None, Нью-Йорк.
Жилой комплекс Reflections at Keppel Bay
Адрес:
Сингапур, None,
Архитектор:
Рем Колхас
Даниэль Либескинд
Мастерская:
OMA

«Звезды» мировой архитектуры надеются на Россию.

Жилой комплекс 23 East 22nd Street
Жилой комплекс 23 East 22nd Street
© OMA
На прошедшей в конце октября в Манеже «выставке роскошного стиля жизни» Extravaganza в качестве одного из экспонатов демонстрировался новый проект Рема Колхаса и его бюро ОМА — небоскреб N 22 по 23-й Стрит в Нью-Йорке. Безусловно, это еще не начатое строительством сооружение относится к самым эксклюзивным жилым зданиям в мире: на его 24 этажах всего 18 квартир, а сам Колхас не часто берется за  крупные коммерческие, «риэлторские» проекты. Как правило, апартаменты в подобных домах оказываются раскупленными еще до официальной публикации их первых рендеров.
Жилой комплекс 23 East 22nd Street
Жилой комплекс 23 East 22nd Street
© OMA


Судить об этом легко: за последние десять лет на Манхэттене появилась целая серия жилых комплексов разного размера от архитекторов «первой десятки» — Жана Нувеля, Сантьяго Калатравы, Ричарда Майера, Бернара Чуми, бюро «Херцог & де Мерон» — и все они имели огромный успех. При чисто коммерческой направленности этих объектов авторы их проектов остались верны себе и создали вполне серьезные, оригинальные работы, интересные вовсе не исключительно как объекты недвижимости. Поэтому даже нью-йоркские архитектурные критики, склонные обличать девелоперов в отсутствии всякой социальной ответственности и бесконечном стремлении к обогащению, благосклонно восприняли такой строительный бум, потому что он ощутимо оживил облик города.
Жилой комплекс 23 East 22nd Street
Жилой комплекс 23 East 22nd Street
© OMA


Учитывая всё это, было удивительно видеть в Москве архитектора этого проекта Джейсона Лонга (Jason Long), лично представляющего публике башню «22 по 23-й Стрит», а также — узнать о том, что 7 из 18 квартир там ещё не раскуплены. Рядом с будущим зданием уже построен 60-этажный небоскреб «1 Мэдисон Парк» того же девелопера — Slazer Enterprises, и значительная часть апартаментов там приобретены покупателями из Восточной Европы, в том числе — и россиянами. По аналогии, можно было бы ожидать схожую «расстановку сил» и в «22 по 23-й Стрит». Но такое пристальное внимание нью-йоркских застройщиков, и, что самое удивительное, архитекторов — к российской «аудитории», выражающееся в поиске покупателей среди посетителей московской выставки, поражает. С другой стороны, США и большинство стран Европы, откуда происходило большинство владельцев квартир в «знаковых» зданиях, сейчас уже затронуты финансовым спадом настолько, что о приобретении сверхдорогой недвижимости можно забыть.
Это объясняет специальную презентацию проекта «22 по 23-й Стрит» в Москве, но не ярко выраженный «архитектурный» ключ этой презентации. Наряду с этой башней на выставке были представлены разнообразные жилые комплексы, в основном — в ОАЭ, но за единственным исключением (о нем — позже), все они представали стандартными объектами недвижимости, без намека на архитектурную ценность.
Жилой комплекс Reflections © Studio Libeskind
Жилой комплекс Reflections © Studio Libeskind


Конечно, заинтересованность бюро ОМА в успешной реализации своего проекта — и их стремление эту реализацию обеспечить, хотя бы разыграв карту «звездного» статуса Рема Колхаса, можно понять. Впрочем, у этой ситуации есть один необычный, но многое объясняющий аспект. В декабре 2007, когда впервые было объявлено о начале работы ОМА над этим объектом Slazer Enterprises, в СМИ сообщалось об участии бюро не только в качестве архитектора, но и со-инвестора, и даже цитировалось соответствующее заявление управляющего партнера ОМА Виктора ван дер Хейса (Victor van der Chijs): «Для нас это первый случай, когда мы участвуем (в проекте) на таком широком финансовым основании. Мы не только рискуем головой, но также и получаем свою долю в прибыли, которая обычно доставалась одним лишь девелоперам.» Если эти договоренности остались в силе, тогда становится понятнее, почему «22 по 23-й Стрит» презентовал в Москве архитектор, а не застройщик — как это было в случае со вторым «именным» проектом на Extravaganza, жилым комплексом Reflections Даниэля Либескинда в Сингапуре.

В любом случае, нельзя не заметить интересную тенденцию: в изменившихся экономических условиях амбициозные архитектурные проекты нуждаются в твердой финансовой поддержке, и ее могут обеспечить, наряду с арабами, индийцами, китайцами, россияне. Нельзя не провести параллель с первым приходом многих западных «звезд» в Россию в надежде, что здесь им удастся осуществить свои масштабные проекты. Теперь, потерпев в целом неудачу на этом фронте, они вновь обращаются к российским инвесторам разного уровня — уже за помощью в реализации своих планов за пределами РФ. Уровень возложенной ими на отечественную финансовую элиту ответственности уже значительно выше: теперь выходит, что судьба той «знаковой», «звездной», сверхдорогой архитектуры, которая господствовала в мире в течение последних 15 лет, лежит в их руках.