Потенциальные примечательности. Обзор проектов 16–22 февраля 2026
Объект:
БЦ в Мневниковской пойме
Адрес:
Россия,Москва.Мневники
БЦ Нижняя Масловка, 3
Адрес:
Россия,Москва.Нижняя Масловка, 3
Дворец бильярда в Мневниковской пойме
Адрес:
Россия,Москва.
Проект общественно-делового комплекса у станции метро «Ботанический Сад» / Genpro
Адрес:
Россия,Москва.Проезд Серебрякова, 4
Проект общественно-делового комплекса у станции метро «Ботанический Сад» / IND
Адрес:
Россия,Москва.проезд Серебрякова, вл. 2
Проект общественно-делового комплекса у станции метро «Ботанический Сад» / UNK
Адрес:
Россия,Москва.проезд Серебрякова, 4с21
Центр подготовки национальной сборной команды России по футболу
Адрес:
Россия,Москва.
Мастерская:
ABOVE ARCHITECTURE
IND
UNK
Генпро
ТПО «Прайд»
Если в стране отмечается снижение темпов строительства, то в Москве все сохраняется на прежнем, парадоксально бодром уровне. Во всяком случае, темпы презентации новых масштабных и удивительных проектов не замедляются. Какие из них будут реализованы и в каком виде, сказать невозможно, но можно удивиться фантазии и амбициям их авторов и заказчиков.
В последнее время, наблюдая ярко проявленные в московских проектах тенденции к экстремальному формообразованию зданий и не менее экстравагантному фасадному дизайну, трудно избавиться от ощущения дежавю. Те, кто застал бурный рост московского строительного рынка в середине 2000-х годов, когда Юрий Лужков творил историю, переформатируя облик столицы и пытаясь встроиться в мировые тренды, благодаря чему иностранные звезды архитектуры проектировали для Москвы одно здание чуднее другого, хорошо знают это ощущение от просмотра очередного набора визуализаций – ЭТО не может быть построено, архитекторы не могли проектировать ЭТО всерьез и девелоперы не могли планировали ЭТО построить.
Но… «иногда они возвращаются». То, что не удалось реализовать 20 лет назад, неожиданно снова стало актуальным в Москве середины 2020-х годов. Один за другим в сеть «утекают» презентации все новых и новых проектов, каждый из которых, кажется, стремится занять первое место в негласном соревновании «Выше, чуднее, фактурнее» и получить право на звание «потенциальной примечательности».
Мы собрали некоторые из опубликованных на публичных информационных площадках на прошедшей неделе проектов. Здесь есть разные виды деконструкции: тетрис, складки, структуры и волны. Каждый может попрактиковаться в угадывании их дальнейшей судьбы. Построят или не построят?
1. ТГ-канал «Недвижимость инсайды» рендеры бизнес-центра по адресу Нижняя Масловка, 3, спроектированного бюро ABOVE для девелоперской компании «Стоун», которая уже построила на соседнем участке административно-деловой комплекс по проекту «Цимайло, Ляшенко и партнеры». Площадка весьма привлекательная. Здесь пересекаются Третье транспортное кольцо и улица Правды. Дальше, по направлению Садового кольца, идет активное строительство. На бывшей промышленной территории проектируются и строятся десятки новых комплексов. Очевидно, что здесь, между Савеловским и Белорусским вокзалами, формируется новый городской район с современной архитектурой. Каждый участок здесь на вес золота. И в этой ситуации у трехэтажного здания фабрики-кухни 1929 года постройки просто не было шансов уцелеть в неравной борьбе. Оно будет снесено. Еще одним конструктивистским зданием в Москве станет меньше. На его месте архитекторы ABOVE предлагают построить среднестатистический офисный центр, своим г-образным корпусом занимающий большую часть участка. В архитектуре нет ни малейшей связи с контекстом и историей места, как нет и попытки выйти за пределы стереотипов. Единственное, над чем архитекторы поработали, – складчатая структура стеклянного фасада, акцентирующая изгиб корпуса на углу улицы Правды и Нижней Масловки.
2. Еще один проект от бюро ABOVE на этой неделе в интернете. К сожалению, название девелоперской компании нигде не озвучено, что для многих экспертов свидетельствует о том, что, скорее всего, этот проект делался не для реализации, а для последующей перепродажи участка. Это проект офисного комплекса в Мневниковской пойме, состоящего из двух разновысотных башен с низкой стилобатной частью между ними. Диалог между двумя основными объемами строится на пластике скошенных под разными углами башен. Фасады башен выполнены в стекле и «актуализированы» (сделаны чуть более сложными, эффектными, согласно нынешним московским трендам) хаотично расположенными выступающими и западающими блоками, напоминающими тетрис. Благодаря этим блокам создается иллюзия слегка поворачивающихся вокруг своей оси башен или кинетического фасада. По нынешним временам масштаб и степень «актуализации» в этом проекте выглядят достаточно скромно, что, скорее всего, подтверждает его гипотетический характер. Тем не менее по этому проекту можно судить о том, что и как «носят» на рынке офисной недвижимости, хоть и в удаленных от центра Москвы районах, но с хорошей перспективой на развитие.
3. Конкурсная практика, о важности внедрения которой в архитектурную жизнь так много говорилось 10 лет назад, успешно эволюционировала и вошла в расхожий сценарий развития девелоперских проектов. Но не в виде открытого состязания проектировщиков, а в закрытом формате, когда несколько бюро, тщательно отобранных по совокупности творческих заслуг и административной приятности, разрабатывают на платной основе предложения для девелопера, который дальше использует их для уточнения предпочтений городских властей. Разумеется, состав жюри, если он вообще есть, состоит из представителей инвестиционной и девелоперской компании и иногда согласующих инстанций.
Результаты таких закрытых конкурсов редко становятся достоянием общественности, и только впоследствии можно узнать, что тот или иной удивительный проект появился на московском архитектурном небосклоне не просто так, а в результате конкурса. Но на этой неделе были опубликованы сразу три проекта, участвовавшие в таком закрытом конкурсе на проект общественно-делового комплекса у метро «Ботанический сад», который провела группа «Родина». Три опубликованных проекта подготовлены ведущими российскими бюро: IND, UNK и Genpro. Все три бюро имеют хорошую репутацию и солидный бэкграунд, тем удивительнее и показательнее результат их работы. Видимо, современные общественно-деловые комплексы и должны выглядеть столь замороченными и гипертрофированно эмоционально-технологичными.
Вытянутый участок будущей «примечательности» расположен по адресу: проезд Серебрякова, вл. 2. При том что общая площадь должна составить не меньше 72 тысяч квадратных метров, все участники конкурса постарались «выжать» из участка максимум, что означает полностью занять его стилобатом, на который поставить офисные корпуса. Разница в проектах заключается в том, сколько корпусов авторы ставят «на базу», какую необычную форму придают им и каким способом борются с заурядными и устаревшими фасадами, состоящими из немодных стен и окон.
IND смело построить только две башни и сделать их почти ортогональными. В переводе на нынешний московский архитектурный язык это означает, что башни состоят из нескольких ортогональных объемов, врезанных друг в друга под разными углами и на разной высоте. А чтобы такая «простая» геометрия не выглядела архаичной, фасады комплекса забраны во внешнюю структуру с ромбовидными ячейками, часть которых выступает из плоскости фасада, так что стеклянный (разумеется) фасад за ними напоминает огранку бриллианта.
UNK почему-то решила вспомнить, что Москва – порт пяти морей, и предложила , которое можно было бы назвать «волнообразным», если бы где-то в мире существовали волны такого вида. Три одинаковые по высоте башни вместе с одноэтажным стилобатом, выступающим над нижним стилобатом, окутывает наполовину зеркальная (стеклянная?) и металлическая оболочка со скругленными ребрами. Фасады башен и оба стилобата выполнены, разумеется, из стекла.
Genpro пошло дальше своих коллег и разработало , который так просто ассоциативному анализу не поддается. Мы не смогли подобрать аналогию для двух башен, опять-таки как бы обернутых в ребристую, цвета нового медного самовара, оболочку. Авторы не стали заморачиваться с геометрией и придали им произвольную форму эллипсов, переживших эмоциональный срыв и все еще сохраняющих его отголоски в виде нервного тика, покрывшего мелкой рябью зигзагообразную структуру их стеклянных фасадов. Если этот проект будет реализован, у башни «Меркури» в Сити появится реальный конкурент за звание самого выпадающего из контекста здания.
Среди интересных новинок архитектурного информационного пространства нужно отметить сразу два проекта спортивных комплексов в уже упоминавшейся Мневниковской пойме. Первый из них – это от ТПО «Прайд». Второй – от UNK. Судя по всему, Мневниковская пойма должна стать центром притяжения всего. Интересно, хватит ли в Москве этого «всего» и останется ли что-то от «всего» в остальной части города. Не хочется, чтобы центр столицы опустел.
4. Проект Центра подготовки национальной сборной команды России по футболу – не просто очередная эффектная концепция, а вполне проработанный проект с только что полученным разрешением на строительство. Московское правительство уделяет большое внимание спортивной и оздоровительной инфраструктуре, поэтому сборная России по футболу получила свой шанс начать достойно готовиться к соревнованиям, чтобы начать достойно играть в футбол. Для подготовки и усовершенствования квалификации игроков национальной сборной будут доступны четыре полноразмерных футбольных поля с подогревом, основное здание со спортивной базой, научно-медицинским центром, академией РФС, VAR-центром и офисом РФС. В отдельном корпусе будут размещаться учебный блок, спортзал, пресс-центр и агрономическая служба (загадочная функция, но руководству национальной сборной виднее). ТПО «Прайд» придало основному корпусу г-образную скругленную форму, напоминающую в плане бумеранг, и разделило его по высоте на две половины. При этом фасадные и пластические решения двух половин схожи. Стеклянным фасадам придана складчатая форма, и в некоторых местах они разрываются глубокими нишами со скошенными боковыми гранями. Все вместе напоминает дорогой торговый центр. За образную связь с футболом отвечает благоустройство просторной площади перед зданием с круглыми клумбами и расходящимися от них круглыми светильниками, встроенными в мощение.
5. Бюро UNK спроектировало футуристичный Дворец бильярда. Несмотря на то что сама игра имеет глубокие исторические корни и традиционно помещения для нее оформляются в сдержанной стилистике, с деревянными панелями на стенах и большими абажурами над столами, авторы проекта пошли по радикально иному пути при создании Дворца. Проект напоминает нечто среднее между зарядным кейсом китайских аналогов Apple EarPods и павильонами новых станций БКЛ с металлической облицовкой, круглой перфорацией и большими стальными шарами, украшающими главный вход. Сразу видно, что для Дворца был выделен просторный участок, и архитекторам не пришлось наращивать высоту здания, чтобы разместить все помещения. Большой комплекс с несколькими залами для игры в различные виды бильярда, а также помещениями для проведения мероприятий разместился в нескольких прямоугольных объемах со скругленными (опять!) ребрами, объединенных общим блоком входного пассажа со стеклянными фасадами высотой 9 метров. Остальные фасады облицовываются глянцевыми белыми панелями, по мнению авторов, напоминающими слоновую кость на бильярдных шарах. По словам авторов, они ставили перед собой задачу создать архитектурную доминанту. Но если в Мневниковской пойме будет реализована хотя бы половина из тех проектов, что уже анонсированы, в этом районе города будет такое количество доминант, что, скорее всего, выделяться будут те здания, которые не будут претендовать на статус «примечательности».