В этом году фестиваль, организуемый Парком «Зарядье», впервые получил международный статус: в нем приняли участие авторы из Турции и Китая. На территории Инновационного центра «Сколково» появились два новых арт-объекта:
инсталляция «Погружение/Batik» Мехмета Али Уйсала (Турция);
и паблик-арт-объект «Траектория мысли» Чжоу Сонга (Китай).
Инсталляция «Погружение/Batik» из серии «Paper Boat» («Бумажный кораблик») Мехмета Али Уйсала разрывает связь между временем и пространством и сталкивает как себя, так и зрителей с самими собой из прошлого. Бумажный корабль – один из наиболее часто встречаемых образов в творчестве турецкого скульптора. Мехмет играет с пространством и создает иллюзии, возвращая зрителя к детским воспоминаниям через образ бумажного кораблика. Во время работы над проектом скульптор поставил задачу ассоциативно соединить пространство инсталляции с образом воды, чтобы зритель при взаимодействии с этим объектом смог обратиться к своим детским воспоминаниям. «Я больше поэт, чем художник, и мой поэтический язык воплощается в трехмерном пространстве. Мне нравится это сравнение с поэзией, потому что у каждого свое восприятие стихов. Я хотел бы увидеть эту работу на фоне снега. Думаю, ее облик изменится. Уже четверть века я создаю инсталляции. Мои произведения выполнены будто из бумаги. Я делаю «бумажные» лодки и самолёты. Однажды я работал в Каппадокии, в Турции. Там я создал бумажную лодку на высоте 8–9 метров на горе. На первый взгляд, это обычная инсталляция. Но когда посетители подходили к ней, она казалась Ноевым ковчегом», –Мехмет Али Уйсала.
Паблик-арт-объект «Траектория мысли» Чжоу Сонга представляет собой два переплетенных желтых карандаша, которые автор метафорически определяет как синтез культуры и природы. В работе художник в равной степени вдохновлялся китайской философской традицией и идеями европейского сюрреализма. «Своей инсталляцией я хотел отразить, как технологии проникают в нашу повседневную жизнь. Объект расположен напротив научно-технического центра, что усиливает его смысл. Мы живем в эпоху перемен. Перед нами возникают новые идеи, вызовы и вопросы. Эта инсталляция символизирует наш путь через эти испытания, к примеру развитие искусственного интеллекта и его влияние на будущее. Местоположение, яркость и цветовая гамма инсталляции подчеркивают, как наука и технологии формируют наш век. Карандаш, рисующий нашу траекторию мысли, стал для меня международным символом. Этот инструмент стирает границы и объединяет людей, отражая наше стремление к познанию и исследованию. Карандаш и символ инновации. Инновации в искусстве, культуре, науках и технологиях. Сейчас наше человечество основывает своё будущее на инновациях. Поэтому моя инсталляция как раз таки является символом будущих инноваций», – Чжоу Сонг.
Кроме того, в рамках фестиваля в районе Южного речного порта на территории дизайн-пространства Portland появилась скульптура «Обнимать» российской художницы и перформера Александры Weld Queen. Объект раскрывает самобытность места: символизируя «материнское крыло» и родительский дом. Состоя из множества тонких графичных линий, работа дарит ощущение невесомости, а ее форма, напоминающая оберегающий жест, создает атмосферу, где горожане смогут побыть наедине с собой, почувствовать себя дома. Войдя в арку, зритель попадает в уникальное пространство, где границы между скульптурой и человеком стираются, ощущается поддержка и единение с окружающим миром. Образ арки воплощает внутренний центр и устойчивость.
«Скульптура «Обнимать» – из моей художественной серии под названием «Мать». Сакральной серии работ о поддержке, о защите, о силе, которая бережно несет нас на своих руках. Мы все дети этой вселенной, мы все дети этой земли, мы все должны помнить, что жизнь ведет нас в единственно правильном направлении. И я этой скульптурой хотела подчеркнуть: нас всегда поддерживают в самое сложное время. В скульптуре виден жест объятия – это, наверное, самый важный жест», – Александра Weld Queen.
Увидеть арт-объекты фестиваля можно будет до конца лета 2026 года.
Фестиваль современного искусства проходит в этом году в седьмой раз и в пятый – вне стен выставочных залов. За это время на территории Москвы было представлено более 40 паблик-арт-объектов и муралов. В разные годы в смотре принимали участие: Франциско Инфанте-Арана и Нонна Горюнова, Леонид Тишков, Дмитрий Аске, Диана Воуба, Виктор Поляков, Владимир Чернышев, Андрей Люблинский, Красил Макар, Егор Плотников, Настя Миро, Анатолий Akue, Илья Slak, художественное объединение «ГУЙ» и многие другие.
Инсталляция «Погружение/Batik» из серии «Paper Boat» («Бумажный кораблик»)