Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.11.2025

Метро человекоцентричное

Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.

Кураторы: Данила Царьков – сооснователь бюро DDD Architects, Дарья Семёнова – сооснователь бюро DDD Architects,руководитель архитектурного отдела, Ксения Головина – ведущий архитектор бюро DDD Architects.

Координатор: Анастасия Назаренко.

Приглашенные эксперты: Александр Вигдоров, Евгения Сёмина, Даниил Матушкин, Иван Федянин.

Студенты: выпускница направления архитектуры НИУ МГСУ Мария Гаврилина, студенты МАРХИ – Анастасия Ковалева, Дмитрий Левин, Филипп Царьков, Арина Шевцова, Андрей Агишев, студентка 1 курса магистратуры НИУ МГСУ Сабрина Рабеджанова.

Комментарий руководителя:
«В этом году мы впервые приняли участие в фестивале «Открытый город», решив поразмышлять на заданную кураторами тему «Архитектура мобильности» через обращение к такой культовой для Москвы типологии, как метро. Эта тема была для нас актуальной еще и потому, что одним из первых и значимых проектов бюро была как раз конкурсная концепция станции метро. Воркшоп позволил вернуться к этой теме в более широком контексте. Почти два месяца воркшопа включали как теоретические, так и практические занятия: участники изучали существующие станции, встречались с экспертами по проектированию станций, когнитивной психологии, антропологии, световому дизайну и создавали концепции, ориентированные на реальную применимость. Основной задачей воркшопа было понять, каким смысловым и визуальным языком может говорить новое метро. Мы предлагали студентам рассматривать станцию как самостоятельный уникальный объект идентичности, не привязанный к конкретной локации, и исследовать ее потенциал как пространства, способного через новые функции взаимодействовать с пользователем, создавая более располагающую к пребыванию на станции среду. В результате участниками воркшопа были сформированы четыре концепции, в которых были разработаны павильон и интерьер перронного зала, предлагающих различные подходы к формированию облика метро – от обращения к русским сказкам и переосмысления традиции до работы с контрастом эпох и конструированием ощущений».
 

Проекты студентов

Станция «Дивная»
Андрей Агишев, Сабрина Рабеджанова

Ответом на поиск идентичности станции стала народная сказка – универсальный культурный код, который на протяжении долгого времени формирует мировосприятие людей. Путь под землю превращается в аллегорию сказочного перехода – от реального к воображаемому. Павильон предстает словно раскопанный ларец, открывая который, переносишься в сказочный подземный мир.

Внутри павильона по обеим сторонам находятся лестницы, ведущие на антресоль, где размещается библиотечное пространство, потолок которого «усыпан» светящимися звездами. Станция «оживает» во взаимодействии с человеком: днем – благодаря деталям в образе и общей атмосфере, ночью – раскрываясь в своей сказочности буквально: ширмы между колоннами в перронной части выдвигаются, превращая станцию в сцену для театра теней или перформативных постановок.
«Разлом»
Арина Шевцова, Филипп Царьков

Отправной точкой концепции послужили ментальный дискомфорт и камерность классических подземных станций. Авторы проекта превратили этот недостаток в преимущество, создав «разлом» в виде светового портала по всей длине платформы, который дарит пассажиру опыт связи подземного и наружного пространств.

Внешняя часть станции выполнена как амфитеатр и благодаря световому порталу в центре формирует новые сценарии использования: кроме совершения привычной поездки на метро посетители могут наблюдать подземную жизнь. Световой портал выступает в роли динамической картины, где пассажиры на перроне становятся частью сюжета. Амфитеатр объединяет функции входа, сцены и места для наблюдения, побуждая к паузе и неформальному общению.

Внутренняя отделка станции выполнена из натурального камня – гранита и грубого бетона, чтобы создать ощущение «обнаженного геологического пласта», словно станция возникла естественным образом. Освещение динамично и зависит от «разлома»: в солнечный день свет ярко заливает пространство, подчеркивая текстуру камня, при пасмурной погоде станция мягко заполняется рассеянным светом, а вечером внутри портала включаются инсталляции, создавая новые ощущения от пространства для пользователей.
«Отражение города»
Дмитрий Левин

Концепция станции возникла из размышлений о метрополитене как о глобальной системе, где каждая станция отражает определенную эпоху. В центре проекта – сочетание двух образов: деревянного города, переосмысленного в современном характере, и города будущего, представленного контрастной треугольной призмой.

Архитектурно станция состоит из двух типов блоков: входного, повернутого перпендикулярно остальным, и блоков навеса, формирующих пространство платформы. В интерьере используются алюминиевые панели, создающие атмосферу лаконичности и устремленности в будущее. Разнофактурность внешних сторон основного объема блоков проводит параллели к разнородности и разнообразию деревянных крыш старой Москвы.
«Hibernaculum» («Убежище»)
Мария Гаврилина, Анастасия Ковалева

Проект «Hibernaculum» («Убежище») рассматривает станцию как пространство заботы – место, где пассажир может расслабиться и почувствовать себя защищенным. Отправной точкой стало выстраивание так называемого ощущения «подушки» – мягкости и комфорта, которое проявляется в павильоне через надутые мембранные формы из ETFE материала с рассеянным внутренним свечением, а внутри самой станции – через скругленные сопряжения, текучие формы и матовые поверхности.

В транзитной зоне свет служит эмоциональным инструментом: теплое контурное освещение подчеркивает мягкость геометрии, а смена световых «температур» в переходах формирует различные сценарии в зависимости от времени суток и ритмов города. Вдоль стен перрона расположены капсулы тишины, которые позволяют пользователю снизить звуковую нагрузку, а скамьи «социальной тишины», на которых люди могут сидеть рядом не фронтально, уменьшают напряжение во взглядах и взаимодействиях. 
Станция «Дивная» © Андрей Агишев, Сабрина Рабеджанова
Станция «Дивная»
© Андрей Агишев, Сабрина Рабеджанова
Станция «Дивная» © Андрей Агишев, Сабрина Рабеджанова
Станция «Дивная»
© Андрей Агишев, Сабрина Рабеджанова
Станция «Дивная» © Андрей Агишев, Сабрина Рабеджанова
Станция «Дивная»
© Андрей Агишев, Сабрина Рабеджанова
Станция «Дивная» © Андрей Агишев, Сабрина Рабеджанова
Станция «Дивная»
© Андрей Агишев, Сабрина Рабеджанова
Станция «Дивная» © Андрей Агишев, Сабрина Рабеджанова
Станция «Дивная»
© Андрей Агишев, Сабрина Рабеджанова
Станция «Дивная» © Андрей Агишев, Сабрина Рабеджанова
Станция «Дивная»
© Андрей Агишев, Сабрина Рабеджанова
Станция «Дивная» © Андрей Агишев, Сабрина Рабеджанова
Станция «Дивная»
© Андрей Агишев, Сабрина Рабеджанова
Станция «Дивная» © Андрей Агишев, Сабрина Рабеджанова
Станция «Дивная»
© Андрей Агишев, Сабрина Рабеджанова
«Разлом» © Арина Шевцова, Филипп Царьков
«Разлом»
© Арина Шевцова, Филипп Царьков
«Разлом» © Арина Шевцова, Филипп Царьков
«Разлом»
© Арина Шевцова, Филипп Царьков
«Разлом» © Арина Шевцова, Филипп Царьков
«Разлом»
© Арина Шевцова, Филипп Царьков
«Разлом» © Арина Шевцова, Филипп Царьков
«Разлом»
© Арина Шевцова, Филипп Царьков
«Разлом» © Арина Шевцова, Филипп Царьков
«Разлом»
© Арина Шевцова, Филипп Царьков
«Отражение города» © Дмитрий Левин
«Отражение города»
© Дмитрий Левин
«Отражение города» © Дмитрий Левин
«Отражение города»
© Дмитрий Левин
«Отражение города» © Дмитрий Левин
«Отражение города»
© Дмитрий Левин
«Отражение города» © Дмитрий Левин
«Отражение города»
© Дмитрий Левин
«Отражение города» © Дмитрий Левин
«Отражение города»
© Дмитрий Левин
«Отражение города» © Дмитрий Левин
«Отражение города»
© Дмитрий Левин
«Hibernaculum» («Убежище») © Мария Гаврилина, Анастасия Ковалева
«Hibernaculum» («Убежище»)
© Мария Гаврилина, Анастасия Ковалева
«Hibernaculum» («Убежище») © Мария Гаврилина, Анастасия Ковалева
«Hibernaculum» («Убежище»)
© Мария Гаврилина, Анастасия Ковалева
«Hibernaculum» («Убежище») © Мария Гаврилина, Анастасия Ковалева
«Hibernaculum» («Убежище»)
© Мария Гаврилина, Анастасия Ковалева
«Hibernaculum» («Убежище») © Мария Гаврилина, Анастасия Ковалева
«Hibernaculum» («Убежище»)
© Мария Гаврилина, Анастасия Ковалева
«Hibernaculum» («Убежище») © Мария Гаврилина, Анастасия Ковалева
«Hibernaculum» («Убежище»)
© Мария Гаврилина, Анастасия Ковалева
«Hibernaculum» («Убежище») © Мария Гаврилина, Анастасия Ковалева
«Hibernaculum» («Убежище»)
© Мария Гаврилина, Анастасия Ковалева
«Hibernaculum» («Убежище») © Мария Гаврилина, Анастасия Ковалева
«Hibernaculum» («Убежище»)
© Мария Гаврилина, Анастасия Ковалева