В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Кураторы: Антон Надточий, Вера Бутко, Сергей Надточий Преподаватели и организаторы: Алиса Силантьева, Роман Хорев, Дарья Маркушевская, Мария Паньшина Участники: Анна Захарова, Екатерина Белоусова, Софья Сушкова, Соломон Ядадияев, София Шкуратова, Ия Викторова, Виктория Красник, Анастасия Бодина, Ольга Маковкина
Мост в Нагатинском Затоне
Размеры: длина ~120 м, 720 м, 860 м, высота ~23 м (70 м с конструкциями). Проект в Нагатинском районе исследовал мост как дневной рекреационный маршрут, связывающий городскую инфраструктуру с природным каркасом – островом Бобровым. Концепция раскрывает мост как мягкий переход между урбанизированной и природной средой, включающий смотровые платформы, понтонные зоны и рекреационные маршруты. Мост объединяет три кластера:
В контексте делового центра проект рассматривает мост как общественное пространство нового поколения, создающее горизонтальную связь вертикального города. Мост объединяет офисные центры, жилые башни, набережную, формируя безбарьерную среду и дополнительные рекреационные сценарии для жителей и сотрудников района.
Архитектурное решение демонстрирует, как мост может стать продолжением городской платформы, связывающей разные уровни урбанистической жизни: транспорт, инфраструктуру и социальные пространства.
Мост через Яузу
Размеры: длина ~180 м, высота ~15 м.
Река Яуза сегодня остается линией раздела – физическим и смысловым барьером между разными темпами и культурами городской жизни. Задача проекта – превратить этот разрыв в точку соприкосновения, где мост может стать медиатором между прошлым и будущим, индустриальным и креативным слоем города. Проектная концепция основана на идее моста как общественного узла, вбирающего функции арт-кластера, гастрономического пространства, сцены и городского форума.
Это мост-движение, который связывает культурную экосистему ARTPLAY и ЦСИ Винзавод с преобразуемой территорией бывшего завода «Кристалл», формируя новую траекторию городской активности. В архитектурной логике проекта важен принцип открытого кластера: легкие павильоны, террасы, лестничные амфитеатры, прозрачные структуры.
Города стремительно меняются. Уплотняются, растут вверх и вширь, усложняются. Меняется и то, как люди ими пользуются: появляются новые маршруты, новые точки притяжения, новые сценарии передвижения. В этих условиях важнейшей архитектурной структурой становится мост – не только как средство преодоления физических преград, но и как инструмент формирования новой городской логики и пространственного опыта.
Типология моста – одна из самых древних в архитектуре. На протяжении веков она решала задачи транспорта, торговли, связи. Мы знаем примеры, где мосты были общественными или коммерческими структурами, символами и достопримечательностями, урбанистическими жестами. Сегодня, в эпоху гибридизации функций и сценариев, эта типология обретает особую актуальность. Мосты становятся не просто переходами, а многослойными городскими структурами, способными включать в себя общественные, коммерческие, культурные и рекреационные функции.
Они могут возникать на разных уровнях города – над реками, магистралями, кварталами, между зданиями и даже внутри городской ткани. И каждый раз – нести в себе не только функциональный, но и смысловой, символический, эмоциональный потенциал.
Мы находимся в моменте, когда архитектура мостов должна быть пересобрана: функционально, типологически, эстетически.
Три команды студентов-архитекторов, по три участника в каждой, работали над реальными участками города: Нагатино, Москва-Сити и Яуза. Каждая локация стала основой для выстраивания новой архитектурной логики: связи природного и урбанистического, горизонтального и вертикального, исторического и современного контекста.
Воркшоп стал целой исследовательской платформой, в рамках которой ATRIUM разработал вместе со студентами методологию анализа, проектирования и визуализации мостов как новой градостроительной и социально-архитектурной типологии.
Работа началась с исследовательской навигации: речной прогулки по Москве-реке. Участники изучали город с воды, фиксировали берега, анализировали набережные, структуру подходов, историю формирования территорий.
Каждый участок – с его контекстом, функциями и напряжениями – стал самостоятельным кейсом.
Далее каждая команда переходила к концептуальному моделированию, где использовались алгоритмические методы и искусственный интеллект как современный инструмент архитектурного мышления. AI позволил студентам быстро тестировать сценарии, анализировать сложные связи между контекстом, функцией и образом, а также находить неочевидные архитектурные траектории.
На каждом этапе студенты работали под руководством кураторов ATRIUM, осваивая современный архитектурный язык проектирования гибридных структур.
Целью исследования стало максимально широко показать разнообразие мостов – как по форме, так и по функциям. Мы изучили более 30 реализованных и концептуальных проектов и увидели, что мост – это не только инженерное сооружение, но и мощный градообразующий инструмент.
Так, например, мосты как Понте-Риальто в Венеции или Понте-Веккьо во Флоренции показывают, как мост может стать коммерческим центром и ядром городской жизни. Проекты Superstudio раскрывают идею глобальной сети мостов, объединяющей города и континенты. А концепции вроде Garden Bridge в Лондоне от Heatherwick Studio показали мост как новое зеленое общественное пространство. На основе этого анализа мы систематизировали мостовые типологии по пяти критериям, описали их форму, роль и градостроительный контекст.
Следующим шагом стало создание матрицы типологических решений – инструмента, который позволяет студентам не просто повторять существующие модели, а придумывать такие мосты, которых еще не было в истории, и таким образом – расширять саму типологию.