«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном Бадаляном
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
– Тигран, как мы знаем, вы никогда ранее не курировали фестивали, волнительно было идти в новый опыт?
Да, это мой дебют в роли самостоятельного куратора «Зодчества». Однако, я шел к этому, приобретая бесценный опыт сокураторства. Работа бок о бок с Алексеем Комовым над фестивалями «Перспектива 2024» и «Зодчество 2024», а также с ним и Владимиром Кузьминым над форумом «Дерево в архитектуре 2024» стала для меня лучшей школой. Я глубоко благодарен коллегам и воспринимаю новую роль как вызов, к которому меня готовили на протяжении всей нашей совместной работы.
– Почему темой фестиваля вы выбрали «НА ГРАНИ», звучит довольно провокационно. Какие смыслы вы хотите раскрыть?
Тема была выбрана не случайно. С одной стороны, все лучшие произведения сделаны на грани. А с другой, Архитектура всегда граничит с разными видами искусства, природой, средой, историей, экологией и другими проявлениями нашей жизни. Именно поэтому хотелось задать такую провокационную тему, благодаря которой Архитекторы могли бы ответить, на грани с чем, по их мнению, находится Архитектура сегодня. Тема фестиваля призывает всех его участников преодолеть привычные рамки, поразмышлять о будущем, попробовать рискнуть в своих идеях проявить смелость, креативность и нестандартное мышление. – Быть участником фестиваля «Зодчество» – это престижно? Какие возможности открывает этот статус перед представителями профессионального сообщества?
Безусловно, это престижно. «Зодчество» – знаковый профессиональный форум, и статус его участника является признанием со стороны сообщества. Но это не просто строчка в портфолио – это инструмент для профессионального роста, переосмысления своего пути и интеграции в архитектурное сообщество. До того, как стать куратором, я сам прошел разные формы участия: выступал в деловой программе, представлял проекты и курировал спецпроекты. Еще молодым архитектором я стремился сюда, понимая: это центральное событие архитектурного мира России. Для меня «Зодчество» – история длиною в жизнь. Я впервые участвовал в нем студентом, когда моя работа была отобрана в конкурсную программу и выставлена в Манеже. Помню, как фестиваль посетила мама. Она сказала фразу, которую я запомнил навсегда: «Неужели работа моего сына висит на выставке рядом с Кремлем?» Спустя годы мне предложили стать куратором всего фестиваля. Это огромная честь. К сожалению, мамы уже нет рядом, но я знаю – именно этим фактом она гордилась бы больше всего. Если же говорить о возможностях для профессионалов, то в повседневной практике мы зависим от требований заказчика. Фестиваль же – территория свободы, где можно раскрыть творческий потенциал и заявить о своих амбициях. Это уникальная возможность увидеть работы коллег в сконцентрированном виде и ответить себе на ключевые вопросы: «На каком этапе я нахожусь? Какое место занимаю в профессии?» Участие позволяет выйти за пределы привычного круга, установить новые связи с коллегами, заказчиками и экспертами со всей страны.
– Расскажите, чем «Зодчество 2025» будет отличаться от других фестивалей?
Уникальность «Зодчества 2025» – в его концепции и подходе к экспозиции. В этом году мы делаем яркий акцент на кураторских спецпроектах, которые не просто демонстрируют объекты, а отвечают на главный вопрос фестиваля: «НА ГРАНИ с чем?» Каждый такой проект – это самостоятельное высказывание, арт-объект с мощной идеей. При этом все они практичны: эти объекты спроектированы так, чтобы жить и после фестиваля, интегрируясь в городскую среду, ландшафты или интерьеры. Такой формат превращает выставку из простого смотра достижений в динамичное пространство диалога и актуальных творческих жестов, что выгодно отличает нас от других архитектурных событий.
– Что еще ждет участников фестиваля?
Обширная деловая программа – более 40 мероприятий с ведущими экспертами индустрии. Международные экспозиции – выставки из Бразилии, Кубы и Китая. Конкурсные работы – проекты из более чем 30 регионов России. Специальные разделы – экспозиции детского творчества и стенды компаний с новейшими технологиями и материалами. Церемония награждения – в заключительный день мы объявим победителей конкурсной программы. Таким образом, фестиваль предлагает полную палитру современной архитектуры – от глобальных трендов до новых имен и технологических решений.
– Какое место фестиваль занимает сегодня в архитектурной жизни страны? Влияют ли идеи, звучащие на его площадках, на реальные проекты и инициативы?
Я считаю, что это самый главный архитектурный фестиваль страны, здесь мы видим не только московскую архитектурную школу, но и многообразие традиций, современные тенденции наших регионов.
– Как вам кажется, что обязательно нужно сделать в этом году на фестивале, что посмотреть, о чем задуматься?
Первое, что нужно сделать, – это обязательно прийти на «Зодчество 2025». Что посмотреть? На фестивале в этом году, как и всегда, будут представлены замечательные регионы нашей огромной страны. Советую обязательно посетить их стенды и посмотреть, что за этот год сделал каждый из них. Что получить? В первую очередь удовольствие от посещения выставки. Погулять по ней, насладиться спецпроектами и деловой программой, послушать множество интересных спикеров. О чем задуматься? О том, что для вас значит Архитектура, и на грани с чем она видится вам сегодня. Ответы коллег на тот же вопрос вы найдете и в спецпроектах, и на выставочных стендах, и в деловой программе. Однако, важно, чтобы каждый из вас ответил на него лично.
– Как вы сами ответите на вопрос «НА ГРАНИ с чем стоит архитектура сегодня?
Мое видение заложено в Если же говорить кратко, то для меня архитектура сегодня находится на грани с удовольствием. Я убежден, что именно удовольствие – от процесса, от результата, от преодоления вызовов – является тем фундаментом, на котором рождается по-настоящему качественная и востребованная архитектура «На грани», которая создаёт бесконечное количество горизонтов, которых не существовало прежде, но самый личный ответ – это арт-объект сделанный мной совместно с моими друзьями и единомышленниками «АРХИТЕКТУРА НА ГРАНИ С БЕЗГРАНИЧНОСТЬЮ», который можно будет увидеть на фестивале.
– Каким вы видите будущее фестиваля «Зодчество»?
Я не могу ответить, каким оно будет, но я вижу, что из года в год фестиваль становится более многоплановым, более интересным и разнообразным. Мы для этого делаем все возможное, и я надеюсь, что с каждым годом мы будем видеть больше и больше интересных проектов, как я сказал выше, показывающих всё разнообразие нашей огромной страны. Знаю, «Зодчество» останется главной площадкой, где формируется настоящее и будущее российской архитектуры.
Ознакомиться с программой фестиваля можно на его
Вход на мероприятие свободный по
Организатор: Союз архитекторов России при поддержке Правительства города Москвы, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.