Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.09.2025

Точки роста

Людмила Лунина

Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.

Федор Ковалев. Ансамбль набережных по генплану реконструкции Москвы 1935 года. Научные руководители – профессор И.С. Чередина и доцент Е.Ю. Рыбакова

Федор Ковалев в своей магистерской работе оттолкнулся от актуальной повестки – активной застройки набережных Москва-реки. Несмотря на то, что новые прибрежные районы растут как грибы после дождя, особой связи и переклички между ними не наблюдается, да и каждый по отдельности «сегмент» застройки мало похож на законченный ансамбль.
 
Совершенно иначе обстояло дело в 1930-е годы, когда внимание уделялось именно ансамблям. Генплан Москвы 1935 года задал общие ориентиры, а затем архитекторы сами выработали базовые приемы. Погрузившись в анализ архивных чертежей и публикаций, автор выявил, что ансамбли набережных делились в зависимости от типа рельефа на три вида. Первые – на возвышении-пьедестале – имели торжественную архитектурную доминанту и четкую линию силуэта. Вторые – на постепенном повышении – образовывали террасную, ступенчатую застройку, подчёркивающую уклон. Третьи – на плоскости – были образованы открытыми кварталами с большими отступами и глубинной перспективой.

Связь различных ансамблей друг с другом обеспечивали приемы ритма: нарастающие разрывы застройки к магистралям, доминанты у мостов, акцентирование перекрестков, использование курдонеров и прочее. Дополнительно применялись специальные решения для каждого типа рельефа – ступенчатый силуэт, Г-образные и трапециевидные отступы и другие.
 
Наиболее последовательно идеи Генплана воплотились на Фрунзенской и набережной Тараса Шевченко; частично – на Смоленской, Ростовской, Космодамианской и Краснопресненской. Однако в целом отступления от первоначальной концепции сделали облик набережных разрозненным.
 
Все эти принципы актуальны до сих пор и могут помочь современным архитекторам в проектировании гармоничных городских пространств.
 
Заведующая кафедрой советской и современной зарубежной архитектуры, профессор Ирина Семеновна Чередина
«Представленные кафедрой советской и современной зарубежной архитектуры дипломные работы бакалавров и магистров по истории и теории архитектуры – это лучшие работы выпуска 2025 года.

Методика углубленного изучения проблем истории и теории архитектуры основана на многолетнем опыте кафедры, что позволило сформировать особый подход как к текстовой исследовательской работе, так и к ее отражению в графике».
Анна  Виноградова. Социальное жилье после Второй мировой войны: Лондон и окрестности. Научные руководители – профессор И. С.Чередина и доцент Е. Ю.Рыбакова

Выпускница бакалавриата Анна Виноградова темой своей работы выбрала британский опыт послевоенного строительства жилья для малоимущих, что актуально для всех стран во все времена.
 
Великобритания решала проблему острой нехватки жилья не только функционально, но и с учетом эстетики, опираясь на традиции викторианской и георгианской застройки с характерными фасадами из красного и желто-серого кирпича, домами-блоками, четким зонированием на «публичные» нижние этажи и приватные верхние, придомовыми садами. Эти принципы были переосмыслены в новых условиях.
 
В исследовании проанализированы четыре комплекса: Hallfield Estate (1947), Churchill Gardens Estate (1952), Alton Estate (1958–1959) и Park Hill Estate в Шеффилде (1961). Их объединяют работа с рельефом, обилие зелени, организация общественных пространств, вертикальное зонирование и использование традиционных материалов. Послевоенное социальное жилье в Лондоне стало катализатором архитектурных инноваций и внесло свой вклад в идею развития социального жилья в европейских странах.
 
Анастасия Жаркова. Пространственные построения в архитектуре В.П. Калмыкова. Научные руководители – профессор О.И.Явейн, профессор П.П.Зуева и старший преподаватель М.З.Миндиашвили

Магистерская работа Анастасии Жарковой посвящена творческому методу архитектора-авангардиста Виктора Калмыкова.

Оригинальные архитектурные решения Калмыкова не раз привлекали внимание исследователей, однако структура его пространственных построений оставалась слабо осмысленной. Автор предположила, что творческий метод Калмыкова формировался на пересечении авангардных проектных решений и традиционных, уходящих в глубь веков архитектурных принципов Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. То есть, с одной стороны, архитектор выступал последователем функционализма и школы Ладовского, а, с другой, использовал среднеазиатские и ближневосточные планировочные схемы.
 
Исследование базируется на методе парного противопоставления, что выявляет ключевые различия авангардного и традиционного методов проектирования. Автор охарактеризовала их как функционально-компоновочный и формально-орнаментальный. В результате исследования сделан вывод, что в проектном процессе Виктора Калмыкова функционально-пространственный подход был включен в формально-орнаментальный.
 
Елизавета Коткова. Информационная плоскость в пространстве города XXI века. Научные руководители – профессор О.И.Явейн, профессор П.П.Зуева и старший преподаватель М.З.Миндиашвили

Работа посвящена феномену информационных плоскостей в современном мегаполисе – экранам, фасадам, витринам, вывескам, цифровым интерфейсам. Плотность визуальных сигналов растет, и надо научиться интегрировать их в ткань города без нарушения ее целостности.

Автор исследовала опыт таких городов, как Лондон, Лас-Вегас, Нью-Йорк, Токио и Гонконг. В качестве методологии она использовала библиографический анализ, изучение визуальных и графических источников, натурные наблюдения, сравнительный и графоаналитический анализ. Отправной точкой для размышлений и фундаментов для собственных выводов стали для Анастасии исследования Кевина Линча, Рудольфа Арнхейма, Роберта Вентури и Кристиана Норберг-Шульца.
 
В результате было выявлено пять основных моделей организации информационных плоскостей в городе: линейной, знаковой, крупнопятновой, пиксельной и перекрестной. Эти типы рассмотрены на примерах мегаполисов с различным культурным и архитектурным контекстом. Был сделан вывод, что визуальные информационные системы не только дополняют архитектуру, но и формируют логику пространственного восприятия, создавая новую тектонику городской среды. Научная новизна работы заключается в систематизации материала, который ранее анализировался лишь фрагментарно.
 
 
Сравнение идеи Генплана и его реализации для ансамбля, расположенного на постепенном повышении © Федор Ковалев
Сравнение идеи Генплана и его реализации для ансамбля, расположенного на постепенном повышении
© Федор Ковалев
Сравнение идеи Генплана и его реализации для ансамбля, расположенного на возвышении плоскости © Федор Ковалев
Сравнение идеи Генплана и его реализации для ансамбля, расположенного на возвышении плоскости
© Федор Ковалев
Устойчивые и исключительные приемы проектирования ансамблей набережных © Федор Ковалев
Устойчивые и исключительные приемы проектирования ансамблей набережных
© Федор Ковалев
Сравнение идеи Генплана и его реализации для ансамбля, расположенного на возвышении пьедестале © Федор Ковалев
Сравнение идеи Генплана и его реализации для ансамбля, расположенного на возвышении пьедестале
© Федор Ковалев
Социальное жилье после Второй мировой войны: Лондон и окрестности © Анна Виноградова
Социальное жилье после Второй мировой войны: Лондон и окрестности
© Анна Виноградова
Социальное жилье после Второй мировой войны: Лондон и окрестности © Анна Виноградова
Социальное жилье после Второй мировой войны: Лондон и окрестности
© Анна Виноградова
Социальное жилье после Второй мировой войны: Лондон и окрестности © Анна Виноградова
Социальное жилье после Второй мировой войны: Лондон и окрестности
© Анна Виноградова
Пространственные построения в архитектуре В.П. Калмыкова © Анастасия Жаркова
Пространственные построения в архитектуре В.П. Калмыкова
© Анастасия Жаркова
Пространственные построения в архитектуре В.П. Калмыкова © Анастасия Жаркова
Пространственные построения в архитектуре В.П. Калмыкова
© Анастасия Жаркова
Пространственные построения в архитектуре В.П. Калмыкова © Анастасия Жаркова
Пространственные построения в архитектуре В.П. Калмыкова
© Анастасия Жаркова
Пространственные построения в архитектуре В.П. Калмыкова © Анастасия Жаркова
Пространственные построения в архитектуре В.П. Калмыкова
© Анастасия Жаркова
Информационная плоскость в пространстве города XXI века © Елизавета Коткова
Информационная плоскость в пространстве города XXI века
© Елизавета Коткова
«Информационная плоскость в пространстве города XXI века © Елизавета Коткова
«Информационная плоскость в пространстве города XXI века
© Елизавета Коткова
Информационная плоскость в пространстве города XXI века © Елизавета Коткова
Информационная плоскость в пространстве города XXI века
© Елизавета Коткова