Музеи московского Кремля презентовали три новых тома каталога собрания. Они посвящены графике, освещающей архитектуру царского и императорского дворца
Не секрет, что Музеи московского Кремля обладают не только исключительной коллекцией предметов, но и хорошим фондом архитектурной графики. Прежде всего – относящейся к собственно кремлевским зданиям, а самый большой памятник там – это, как сказал на презентации замдиректора музеев Кремля по науке Андрей Баталов – сам Кремль, в сущности, один большой Дворец. Кремлевский дворец занимает, если говорить очень приблизительно, треть всей территории кирпичной крепости, построенной под надзором итальянца Алевиза Фрязина Старого, предположительно Алиозио ла Карезано, в конце XV века. После переноса столицы в Петербург основным назначением дворца было – служить царской резиденцией на период коронации; с развитием национального романтизма, который также принято называть историзмом, он приобрел значение ключевого объекта исторической памяти государственнического толка и, как и памятника истории дома Романовых. Так и появился Большой кремлевский дворец Константина Тона, копирующий и интерпретирующий дворец царя Михаила Романова; оба хорошо видны с Большого Каменного моста, с Софийской набережной или из кафе Ленинской библиотеки.
Так вот. Видны-то видны, но попасть в Большой кремлевский дворец на экскурсию не так-то просто; видеть можно только его южный фасад, с востока – Грановитую палату и главки церквей, с севера, если прошмыгнуть в проход между Патриаршим дворцом и Дворцом съездов, точнее, если охрана туда пропустит, – можно увидеть северный фасад Теремного дворца XVII века. Ну и еще не так давно отреставрированный Потешный дворец, ставший частью царской резиденции не сразу, видно справа при входе через Троицкую башню. Так что, хотя по кремлевскому дворцу издано некоторое количество альбомов, путеводителей и он неплохо описан в «Памятниках архитектуры Москвы», многие детали его архитектуры не известны и не очевидны.
И да, собственно дворец находится не в ведомстве музея. Зато музей хранит архив. Больше того, зашла я тут на goskatalog.ru – на данный момент там по словосочетанию «большой кремлевский дворец» находится 2123 предмета, но это в основном открытки и пропуска делегатов советских съездов, то есть с архитектурной точки зрения материал малозначимый. Поискала там же экспонаты музеев Кремля – и совсем удивилась, из ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник »Московский Кремль" в госкаталоге 19 (sic!) экспонатов. Все очень важные – царские регалии, но опять же для историка архитектуры малоинтересные. Наконец, я вспомнила, у музея есть собственный электронный каталог, в нем 9529 предметов, по слову БКД находится 71 предмет, и даже, надо сказать, в отличие от госкаталога довольно приличные картинки. Там что-то можно рассмотреть. Но по «большой кремлевский дворец план» обнаруживается всего 7 объектов.
А в архиве Музеев кремля – порядка 800 экспонатов, связанных с дворцом. Нельзя сказать, что они, в силу такого состояния электронных ресурсов, очень доступны, прежде всего исследователям и реставраторам. Кроме того, как прозвучало на презентации, графика – вещь хрупкая, боится света, для некоторых предметов опасно показывать их на выставках. Сама знаю: она боится даже разворачивания. А не имея путеводной информации, историку в архиве приходится просматривать много листов. Тоже вред для хранения.
Итак, сейчас в трех томах опубликована вся хранящаяся в Музеях кремля графика, связанная с дворцом. Шестьдесят листов, которые были в аварийном состоянии, в связи с этим отреставрировали, что тоже большой плюс. По словам Андрея Баталова, особый акцент издатели сделали на размер картинок – сделали их достаточно большими, чтобы картинку можно было рассмотреть, а «легенду», то есть экспликацию, прочитать. В каждом из трех томов порядка 300 страниц.
В первом собрана самая древняя графика, начиная с обмеров команды архитектора Ухтомского, и заканчивая планами из проекта Константина Тона 1830-х годов. Во втором – преимущественно графика тоновского проекта XIX века, включая последующие работы. В третьем – листы, связанные с отдельными комплексами зданий: Конюшенным двором, Теремным дворцом, и так далее, в основном с их бытованием в XIX–XX веке.
Информации по реставрации XX века в кремлевском архиве нет. Зато – об этом также рассказали на презентации – его документы оказались бесценными при восстановлении в конце 1990-х годов Андреевского и Александровского залов, в советское время разобранных ради Свердловского зала. Тоже, кстати говоря, утраченный памятник модернизма; любопытно, жалеет ли кто-нибудь его.
Итак, издание очень ценное и полезное, настоящий научный каталог. В нем показаны все предметы фонда, связанные с дворцом – 775 штук, те самые «около 800». Плюс информация, хотя без иллюстраций по другим хранениям: ГИМа, Музея архитектуры, и других.
Неудивительно, что презентацию провели в бывшем Зале царских регалий Оружейной палаты, сейчас он Оружейный, и даже сопроводили «перформансом», в ходе которого хранитель графики и автор всех трех томов Ася Тихомирова, надев, как полагается, белые перчатки, демонстрировала листы из кремлевского хранения. Довольно пафосно получилось.
Вот только современному человеку очень хочется, разглядывая иллюстрацию, даже достаточно крупную, этак раздвинуть ее пальцами и рассмотреть получше... Спасибо Музеям кремля за книгу, но как же хочется столь же хороший электронный каталог.
А. Б. Тихомирова. Архитектурная графика. Комплекс Кремлевского дворца. Оружейная палата (новое здание): в 3 томах М., 2025