Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Архи.ру: Как происходит выбор проектов для Премии Москвы?
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы: Выбор проектов – это многоступенчатый процесс. Все начинается с подачи заявок: они строго добровольные, и, как правило, мы получаем уже около 150 заявок ежегодно. Заявки подают те, кто считает свой проект достойным участия.
Затем следует несколько этапов отбора: профессиональное жюри в несколько раундов формирует список финалистов. В одной номинации может быть от нуля до пяти финалистов.
Победителей в номинациях Архитектурной премии мэра Москвы 2025 года определил мэр Москвы Сергей Собянин?
Жюри формирует рейтинг претендентов, и на совещании по архитектурным вопросам у мэра (где присутствует не только мэр, но и замы мэра) происходит рассмотрение претендентов и принимается финальное коллегиальное решение о победителях.
Также напомним, что данная премия называется «Премия мэра Москвы в области архитектуры».
Что мотивирует выбор победителей?
Мы стремимся поощрить архитекторов, которые добились наилучших результатов в поиске профессионального, творческого решения. Архитектура – это всегда баланс между требованиями заказчика, города, общества, бюджета, технологий и сроков. И тот, кто справился с этой задачей лучше других, заслуживает награды.
Не всегда побеждают самые эффектные или «звездные» объекты. Иногда это может быть проект, который на первый взгляд выглядит скромно, но при этом решен на очень высоком профессиональном уровне – и это достойно поощрения. Особенно в сложных номинациях, связанных, например, с реновацией или промышленной архитектурой.
 Победитель в номинации Промышленность. Производственное здание с административно-бытовым корпусом. Шоссейный проезд, з/у 12А (ЮВАО, Печатники)© А-Проект.кПобедитель в номинации Реновация. Жилой дом с подземной автостоянкой, с инженерными сетями и благоустройством территории
улица Говорова, земельный участок 16/1 (ЗАО, Можайский)© ООО «Стройпроект» Отражают ли победившие проекты культурную стратегию Москвы?
Безусловно. Хотя стоит понимать: премия ежегодная, и далеко не каждый год в городе появляются проекты – «иконы». Бывают выдающиеся работы – архитектурные витрины, объекты, которые попадают на обложки. Но есть и проекты, где задача была решена качественно, но без внешней «звездности» – и они тоже заслуживают признания.
Важно, что в каждой номинации мы стремимся поддерживать высокий уровень архитектуры – будь то реновация, логистика, жилье или благоустройство. Это отражает нашу общую стратегию: стремление к качеству и системному подходу во всех сферах городской среды.
Победитель в номинации Офисы. Бизнес-центр «Шелепиха».
ул. 2-я Магистральная, з/у 7А/1 (ЦАО, Пресненский)© АпексОдин из трех победителей в номинации Жилье. Многофункциональный комплекс с многоэтажной жилой застройкой
Боровское ш. (ЗАО, Ново-Переделкино)© Горпроект Что делает проект «знаковым»?
Это всегда эмоциональная оценка. Если объект вызывает интерес у широкой аудитории, если его хочется фотографировать, пересылать друзьям, обсуждать – значит, он работает как знаковый. Если журналисты подхватывают, если появляется резонанс – это дополнительный маркер.
Как определить архитектурный язык победителей и как это соотносится с понятием эмо-тек?
Название «эмо-тек» мы предложили, чтобы упростить разговор о том, какой стиль и подход мы развиваем в Москве. Конечно, в рамках этой концепции есть разные типы проектов. Есть артистичные, экспрессивные, сложные в конструктивном смысле – как Бауманка, например. А есть более средовые, скромные, но очень четко и эмоционально взаимодействующие с пространством и людьми.
Мы не стремимся к единому стилю – наоборот, важно разнообразие. Но все проекты объединяет качество архитектурного решения и соответствие задачам. Эмоциональная выразительность – это то, что мы всегда ищем, независимо от формы исполнения.
Таким образом, премия не только отмечает достижения отдельных авторов, но и отражает архитектурную политику Москвы, ее развитие и культурную стратегию на уровне города.
|