С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Траугот обожал город, в котором жил и работал, а потому важная часть его творчества посвящена Санкт-Петербургу с его храмами, набережными, деловитыми портами и драматичными шпилями.
Уникальный авторский почерк Траугота появляется уже в ранний период творчества. В его произведениях явственно прослеживается диалог с традициями европейского и русского искусства – от прозрачной легкости французских импрессионистов до элементов отечественного символизма. Он настолько блистательно работает с полутонами и оттенками, что порой вся картина целиком бывает выполнена по сути в одном цвете. Его живопись в период, когда он тяготел к импрессионистской эфемерности, можно называть тональной (или даже полутональной, если пользоваться неологизмами). Узнаваемые здания на этих полотнах кажутся больше облаком, дрожащим в воздухе миражом, нежели прочным архитектурным столпом.
Сквозь все эти влияния неизменно проглядывает самобытный почерк художника, который мастерски научился выстраивать живописное пространство полотна, наполненного внутренним светом. В этом смысле его холсты – следование иконописной традиции, где главный герой – будь то баркас или любая достопримечательность бывшего Ленинграда, а ныне Санкт-Петербурга – несет в себе весь сакральный смысл самой жизни, оттого и светится изнутри. Этот прием особенно заметен в работе «Нева с Пушкинским домом» (1942), где здание Академии наук обретает почти церковное звучание.
Со временем творческие приемы Траугота претерпевают изменения. В его работах на смену размытым очертаниям приходят простые, уверенные формы, цвет обретает полноту и даже резкость, появляется экспрессия и динамика. И город на новых работах тоже предстает в новом свете: он деятельный, увесистый, почти суровый. Тут люди спешат на работу, выбираясь в утренний полумрак из обычных парадных на обычные улицы ловить неожиданно вырывающегося из монотонности алого мотылька первого трамвая.
Отдельное место в творчестве Траугота занимают образы порта. Архитекторы знают, какую важную роль во все времена занимали в жизни города и транспортные узлы. Особенности питерских портов еще и в том, что они всегда были уникальным синтезом функциональности и художественной выразительности. Они формировали особый пласт городской архитектуры. Исторические портовые комплексы, сохранившиеся с петровских времен, сегодня воспринимаются как ценные памятники градостроительного искусства. И их мы видим на работах Траугота: он так и пишет их – и как кипящий улей днем, и как замершую красоту в минуты отдыха.
Есть у Траугота и вполне конкретные архитектурные зарисовки. К примеру, Князь-Владимирский собор воплощен на картине почти в открыточном виде. Мы видим его блекло-голубой пятикупольный собор с ярусной колокольней, его уникальные кресты работы Антонио Ринальди. Можем практически по Трауготу изучать, какие черты барокко видим в этом памятнике архитектуры, а где угадываются уже аналогии с классицизмом. И при этом автор по-прежнему сохраняет свою манеру передавать образ персонажа, в данном случае – собора, не с фотографической точностью, а вглядываясь в саму его суть.
Еще одним излюбленным сюжетом Траугота была Малая Нева. Протекающая между Васильевским и Петроградским островами Малая Нева представляет собой важнейший элемент градостроительной композиции северной столицы. Этот живописный рукав великой реки не просто выполняет функцию природной границы между историческими районами, но и формирует уникальный архитектурный ландшафт города. Берега Малой Невы украшают знаковые архитектурные ансамбли и утонченные мосты.
Большой Невы в творчестве Траугота тоже предостаточно, но его тихую радость от созерцания любимых пейзажей именно Малой Невы сложно не заметить.
Особенно интересно проследить, как эволюционировали художественные методы автора на нескольких картинах, показывающих Малую Неву практически с одной точки.
Отдельный зал экспозиции превращен в пространство памяти, где представлены работы блокадного периода. Разрушенные дома – это не просто городские пейзажи, а документы эпохи, «тихая боль» осажденного города. В этих произведениях с особой силой проявилось мастерство Траугота-колориста: его сдержанная, почти монохромная палитра становится выразительным средством, передающим трагедию Ленинграда.
В этом же блокадном цикле видим полотно «У Петропавловки». Эта архитектурная достопримечательность может побороться за звание главной и с Зимним дворцом, и с Исаакиевским собором, и с Адмиралтейством. Но здесь, на картине, шпиль крепости мрачно, лучезарно блестящий на солнце, знакомо разрезает мертвое пространство города.
Драматичный образ, пронзающий небо и сердце каждого зрителя, мы еще не раз потом увидим на работах Траугота. В том числе среди миниатюрных зарисовок, собранных в небольшой витрине в том же зале, где развешаны и работы блокадного периода.
Как видим, Траугот в своем творчестве нередко обращался к архитектурным жемчужинам любимого города.
Рисовал он и сельские пейзажи с незамысловатыми деревенскими улочками и разномастными домиками среди лесов и полей. Примечательно, что в этих работах о как будто бы чуть больше обращался к модернистским и примитивистским традициям, но настолько тонко и естественно, будто бы иначе и невозможно было подступиться архитектуре к такого типа.
Работы этого плана можно найти в третьем зале выставке, где собрана графика художника. В акварелях и рисунках художник достигает удивительной лаконичности выражения, где каждая линия, каждый мазок несут смысловую нагрузку. А его умение использовать само полотно как цвет и как активный элемент композиции роднит эти работы с лучшими образцами европейской школы.
В целом же выставка в Île Thélème – это не просто ретроспектива, а настоящее открытие имени Георгия Траугота для современного зрителя. Его творчество, долгие годы остававшееся в тени официального искусства, сегодня предстает как уникальное явление, соединяющее в себе глубину традиции и смелость новаторства. Кураторы специально подчеркивают эту двойственность, размещая работы разных периодов в диалоге друг с другом, создавая тем самым целостный портрет художника, чье наследие только теперь получает заслуженное признание.
Выставка работает с 29 мая по 17 августа 2025 года. Адрес: Москва, Île Thélème, ул. Правды, 24/11. Часы работы: с 15:00 до 19:00 ежедневно, кроме среды (вход свободный, по предварительной регистрации).