Даже если вы не планируете пользоваться услугами «Аэрофлота», загляните в их новый офис на 1-й Тверской-Ямской, 2А – интерьер того стоит.
Сюда можно зайти, например, чтобы выпить кофе: часть офиса, смотрящая в Оружейный переулок, как раз занята кафе и доступна всем горожанам. И обратите внимание на сложнейший, градиентный «рассветный» цвет стен в кафе – от голубого к розовому. Просто удивительно, как этот мягкий переход технически удалось осуществить. Заодно в кафе можно подзарядить телефон (изобилие розеток для посетителей – большое достоинство места) и бесплатно, из специально оборудованного крана, в формате самообслуживания выпить воды, даже газированной. Вторая возможная причина визита – оценить интерьерный дизайн, новый проект архитектурного бюро Т+Т.
Флагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т ArchitectsФлагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects Интерьер работает по контрасту с фасадами. Если внешний вид дома Vesper Tverskaya создавался с оглядкой на торжественный и плотный сталинский классицизм, во многом в стремлении поддержать в целом ритм и строй улицы, то, очевидно, что образ современной авиакомпании не мог и не должен был следовать этому канону и был решен архитекторами в ровно противоположной парадигме: легким, светлым, с обилием стекла. Единственное, в чем видна перекличка с архитектурой фасада, – это в скругленных углах (впрочем, скругленные углы сейчас – повальная мода).
Флагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т ArchitectsФлагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects В своем пресс-релизе бюро Т+Т пишет о WOW-эффекте. Этот эффект во многом касается входной зоны: не без усилия открыв тяжелую входную дверь с улицы, вы оказываетесь вначале в стеклянном тамбуре, а потом в просторном полуовальном холле. Две радиусные, отделанные матовым металлом стены принимают вас в свои объятия, а невероятных размером плазменные панели опять же с радиусным скруглением, вписанные в две эти стенки, нон-стоп показывают кино и дают представление о тех городах, куда летает «Аэрофлот» и в принципе о том, как необъятна наша страна.
Флагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т ArchitectsФлагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects Входная зона заявляет темы, которые получат продолжение в дальнейшем: она показывает, что компания «Аэрофлот» современная, высокотехнологичная и что любое взаимодействие с ней – приятное приключение (хотя по опыту мы знаем, что случается разное).
Взяв талончик электронной очереди, вы идете в операционный зал, который на всем своем протяжении вдоль Тверской-Ямской делится на две части: пространство ожидания и собственно рабочие места сотрудников «Аэрофлота». Все, что для клиентов, просто «вопиет» о комфорте: удобнейшие кресла и диваны тыквенного цвета, журнальные столики из выбеленного дуба, несколько «оазисов» с пышными зелеными растениями (раз в неделю специалисты приходят обслуживать эти зимние сады) – все в высшей степени современно и экологично.
Флагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
На высоком профессиональном уровне сделала навигация: видно, что и форму шрифтов, и размеры иконок и расположения знаков в особых местах на стенах, на уровне человеческих глаз, архитекторы продумали заранее, чтобы сотрудникам офиса не пришлось потом клеить на скотч бумажки с указателями.
Отдельная зона, как раз на углу Оружейного переулка и Тверской-Ямской, отдана детям. Там установлены два игрушечных багажных транспортера – уменьшенные копии того, что можно наблюдать в аэропортах: один – голубой – это диванчик, и на нем можно даже лежать, второй оранжевый – столик. На транспортерах стоят маленькие чемоданчики с видеоиграми. И чтобы уж совсем растрогать этой нежностью родителей, детские стульчики сделаны в цвете зефира, а над всем уголком подвешены облачка из проволоки. Облачка, пожалуй, единственный арт-объект во всем офисе.
Флагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т ArchitectsФлагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects Что касается рабочей зоны, то тут главенствует белый цвет. Отдельные рабочие места огорожены не массивными стенами, а рейками и легкими панелями из белой непрозрачной решетки и напоминают садовые перголы, ширмы и экраны. Верхняя часть перегородок отделана мелкой жемчужной металлической сеткой. Все вместе подчинено цели максимально облегчить пространство; или, что тоже возможно, оптимизировать бюджет.
Флагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т ArchitectsФлагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects Отдельная доблесть – оборудование рабочих столов: места для компьютеров, клавиатуры, телефонов вмонтированы в структуру столов, оставляя тем самым их видимую поверхность пустой. Отсутствие столь привычного в офисах хаоса на рабочих местах тоже добавляет плюсов пространству.
Если вы являетесь корпоративным клиентом «Аэрофлота» или имеете карточки Gold или Platinum, вас пригласят на второй этаж, куда вы поднимитесь в лифте цвета морской волны. От первого этажа второй отличается структурой: здесь много места отдано переговорным комнатам. Они смонтированы «по косой» – таким образом, что выходят на памятник Маяковскому. Внутренние стены переговорных сделаны из специального стекла, которое легким нажатием кнопки из прозрачного превращается в матовое.
Флагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т ArchitectsФлагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects Кроме переговорных, есть зона ожидания со своим зимним садом (и над ним – художественная инсталляция из светящихся трубок) и парочка диванов в розовом бархате.
Флагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т ArchitectsФлагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т ArchitectsФлагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т ArchitectsФлагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т ArchitectsФлагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т ArchitectsФлагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т ArchitectsФлагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects Отдельного внимания заслуживает система освещения во всем офисе: у нее тоже своя логика, она напоминает трассирующие следы от самолетов в небе.
Если подытожить, новый головной офис «Аэрофлота» получился современным, в меру авангардным, в меру деликатным, к счастью, без решений в лоб – обошлось без макетов самолетов и разрезанных фюзеляжей. Интерьерный дизайн не борется за внимание посетителей: через неделю вы навряд ли опишете все, что видели, в деталях, но запомните, что в этом пространстве было комфортно.
Единственный спорный (или небесспорный) момент, который не попадает в рекламные фотографии, это потолки: архитекторы оставили их открытыми, они предпочли их зашивать. В первый момент это удивляет, поскольку спорит с классичность «сталинского» дома и мягкостью терракоты, металлической синевы, дерева. Но: прием открытых коммуникациях устоялся в общественных интерьерах и стал теперь, практически, нормой. Да и авторскую логику можно понять: подвесные потолки уничтожили бы ощущение просторного пространства. Так что все, что выше уровня стеновых панелей, выкрашено в белый цвет и оставлено для всеобщего обозрения. В соединении с гигантскими окнами-витринами это создает современное и невероятно воздушное впечатление.
Еще один вопрос к интерьеру – отсутствие сложного, редкого искусства. Понятно, что в детской игровой зоне не повесить Дейнеку или Пименова, если бы удалось их найти и купить, но на втором этаже уникальные произведения, живопись или скульптура были бы кстати.
Флагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т ArchitectsФлагманский офис «Аэрофлот»Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects Финальный вопрос – зачем вообще открывать представительство авиакомпании в эпоху всеобщей покупки авиабилетов через интернет? Действительно, лет двадцать назад большинство офисов-авиакасс в мире закрылись. Но, например, в 2024 году авиакомпания Emirates снова открыла представительство в Лондоне. Там потенциальные пассажиры могут опробовать роскошные кресла, купить сувениры и – билеты на самолет.
Обычно такое решение направлено на укрепление позиций в премиум-сегменте. Физическое представительство предлагает особый сервис для VIP-клиентов и корпоративных заказчиков: консультации по сложным маршрутам, оформление групповых перелетов и оперативное решение нестандартных вопросов – например, перебронирование дорогих билетов – что особенно важно для бизнес-авиации.
Офис также выполняет маркетинговую функцию, работая как витрина бренда. Хотя большинство продаж по-прежнему идет через интернет, личное взаимодействие остается критически важным для высокодоходных клиентов и туроператоров, которые до сих пор активно работают через офлайн-каналы.
Судя по тому, что новый офис компании «Аэрофлот» в середине будничного рабочего дня был полон посетителей, такая услуга востребована и в России.
Флагманский офис «Аэрофлот». План 1 этажа© Т+Т ArchitectsФлагманский офис «Аэрофлот». План 2 этажа© Т+Т Architects
|