Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.06.2025

Национальный музей: яркий

Объект:
Национальный музей в г. Улан-Удэ
Адрес:
Россия, Улан-Удэ. Советский район
Лувр Абу-Даби
Адрес:
ОАЭ, None, Абу-Даби.
Национальный музей Катара
Адрес:
Катар, None, Доха.
Национальный музей Республики Бурятия
Адрес:
Россия, Улан-Удэ.
Мастерская:
АМ «Проект Байкал»
ДВПИ

Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.

Проект Национального музея республики Бурятия волнует нас давно.

В 2021–2022 годах это был довольно спокойный, близкий к постмодерну объем с четырехлепестковым планом. Кажется, там были авторы АМ «Проект Байкал». Проект, что довольно очевидно по двум доступным рендерам, ассоциировал здание музея с цветком лотоса – миндалевидные лепестки, расходящиеся немного кверху, тому подтверждение. У него был развитый стилобат – вероятно, «листья лотоса», крупный витраж главного лепестка, с изогнутым стеклом и металлические ленты в верхней части каждого объема. И ребристый конусовидный купол, освещающий атриум по центру, – вероятно, изображал середину цветка, тычинки и пестики. 

Национальный музей Республики Бурятия, проект 2022 года © Архитектурная мастерская «Проект Байкал»
Национальный музей Республики Бурятия, проект 2022 года
© Архитектурная мастерская «Проект Байкал»
Национальный музей Республики Бурятия, проект 2022 года © Архитектурная мастерская «Проект Байкал»
Национальный музей Республики Бурятия, проект 2022 года
© Архитектурная мастерская «Проект Байкал»

Довольно-таки «летящий», цельный и в определенную меру абстрагированный объем, хотя печать стилистики 2000-х, где смелость скрещена с упрощением, там тоже ощущалась. Что-то такое было недорисовано, что ли, в этих лепестках. Чрезмерная изобразительность там просматривалась, что ли... Но выглядели они как реальное, может быть, чуть-чуть запоздавшее, но именно что чуть-чуть, здание музея.  

К 2023 году проект стал таким разноцветным, как наш московский цирк. Даже еще более разноцветным. Его «перерисовали» в виде традиционной бурятской шапки маглай «...и лотоса» – одновременно. 
Национальный музей в г. Улан-Удэ © ДВПИ
Национальный музей в г. Улан-Удэ
© ДВПИ
Национальный музей в г. Улан-Удэ © ДВПИ
Национальный музей в г. Улан-Удэ
© ДВПИ

Не так давно проект получил заключение экспертизы. Сообщается, что обсуждать музей начали 10 лет назад, а в последние годы полностью перепроектировали, перенесли фонды музея с первого на четвертый этаж с учетом затопления – музей строится vis-a-vis с центром города, на острове Счастье, в дельте реки Уда при ее впадении в реку Селенга. Кроме того, учтена сейсмика: "Конструктивная схема здания выполнена одним блоком". 
Национальный музей в г. Улан-Удэ. Генплан
Национальный музей в г. Улан-Удэ. Генплан
© ДВПИ
Национальный музей в г. Улан-Удэ
Национальный музей в г. Улан-Удэ
© ДВПИ

В 2025 проект прислали нам для публикации, с авторством ДВПИ «Дальневосточный проектный институт был выбран Заказчиком в качестве генерального проектировщика без проведения конкурсных процедур. Решающим фактором стал обширный опыт компании и впечатляющее портфолио реализованных проектов <…>», – сообщают нам. На данный момент сложно сказать, кто предложил форму в виде шапки в 2023 году: еще Проект Байкал или уже ДВПИ. 

Если рассматривать цветной вариант, то, по словам авторов, он должен «стать настоящим олицетворением истории, культуры и духовности региона <…> ярким символом духовности и национального самосознания бурятского народа <...> расправляя лепестки вдохновения и пробуждая интерес к богатому и самобытному миру Бурятии. <…> На фасадах музея применяются элементы, подчеркивающие национальный колорит Бурятии». 
  
 
Национальный музей в г. Улан-Удэ © ДВПИ
Национальный музей в г. Улан-Удэ
© ДВПИ
Национальный музей в г. Улан-Удэ © ДВПИ
Национальный музей в г. Улан-Удэ
© ДВПИ
Национальный музей в г. Улан-Удэ © ДВПИ
Национальный музей в г. Улан-Удэ
© ДВПИ
Национальный музей в г. Улан-Удэ. План 1 этажа © ДВПИ
Национальный музей в г. Улан-Удэ. План 1 этажа
© ДВПИ
Национальный музей в г. Улан-Удэ. План 2 этажа © ДВПИ
Национальный музей в г. Улан-Удэ. План 2 этажа
© ДВПИ
Национальный музей в г. Улан-Удэ. План 3 этажа © ДВПИ
Национальный музей в г. Улан-Удэ. План 3 этажа
© ДВПИ
Национальный музей в г. Улан-Удэ. План 4 этажа © ДВПИ
Национальный музей в г. Улан-Удэ. План 4 этажа
© ДВПИ
Национальный музей в г. Улан-Удэ. План 5 этажа © ДВПИ
Национальный музей в г. Улан-Удэ. План 5 этажа
© ДВПИ
Национальный музей в г. Улан-Удэ. Разрез © ДВПИ
Национальный музей в г. Улан-Удэ. Разрез
© ДВПИ

Тут могут возникнуть разного рода суждения. Наши читатели тоже высказались по-разному, в диапазоне от «нельзя делать такую архитектуру» до «буряты не норвежцы, нечего всем навязывать серую архитектуру». 

В общем-то, почти что угодно можно построить, построил же итальянец (!) Джузеппе де Паскуале в Китае здание Гуанчжоу Юань в виде монеты с отверстием по центру. 
Здание Гуанчжоу Юань (2013).  главный офис компании Guangdong Plastic Exchange
Здание Гуанчжоу Юань (2013). главный офис компании Guangdong Plastic Exchange
Фотография: Midip / via Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0

Несложно вспомнить, что здания «в форме чего-нибудь» придумал авангард, он же ранний модернизм. Но тогда речь шла о тракторе, паровозе, серпе и молоте... Тема выросла в здания-чемоданы, здания туфельки – тоже в Китае – и вот, здания-шапки. С другой стороны, если посмотреть на бурятские и монгольские шапки, они яркие, но не совсем такой формы. В основном круглые и конические, главную скрипку играет меховая оторочка. Может быть и есть такая шапка среди многочисленных разновидностей, но ее надо еще поискать. Но вероятнее, авторы в этом признаются, шапку с данном случае скрестили с лотосом, то есть форма – еще и гибрид. От шапки симметрия и яркость, от лотоса четырехрогость. В конце концов, существует четырехрогая свадебная шапка торсон малгай, на которую крепят четыре крупных цветка; вероятно, можно себе представить, как они превращаются в большие лепестки. 

Почему именно такой? Нарочито китчевый? Дошедший до грани китчевости? Это какой-то иной полюс музейной архитектуры, которую принято делать литературной, заметной и уникальной, но легкой, 

Ведь, учитывая целых два прообраза, и множество видов бурятской шапки, форму можно было нарисовать как угодно. Можно было бы взять за образец форму хотя бы этой шапки, повторить ее почти буквально, могло бы получиться интересно. Впрочем, смотря как делать. 

Но вспомним Национальный музей Катара в форме пустынной розы и Лувр в Абу-Даби с орнаментальной шапкой – оба Жана Нувеля, он опытный автор в данной сфере. Оба с отчетливо прорисованной и ясно читаемой отсылкой к местным корням, но сделанные легко, емко и, как говорится, «стильно». 
Лувр Абу-Даби © Louvre Abu Dhabi, фото: Mohamed Somji
Лувр Абу-Даби
© Louvre Abu Dhabi, фото: Mohamed Somji
Арх. Жан Нувель. Национальный музей Катара Фото © Iwan Baan
Арх. Жан Нувель. Национальный музей Катара
Фото © Iwan Baan

Вот нам и два пути проявления «идентичности» в музейной архитектуре. 

Вообще-то интересное явление: тяга к визуальному раскрытию специфики региона, то есть к уходу от глобализма, приводит к совершенно разным, полярным результатам. Вероятно, это связано в равной степени с менталитетом заказчиков и авторов проектов; вряд ли это выражает сознание собственно масс людей, жителей, но в конечном счете, исторически, будет именно его отражать. Если историки будущего не сменят концепцию и не перейдут на более обоснованный взгляд на логику развития процессов и роли личности в истории.