Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Город, архитектура, дизайн – вечные спутники жизнедеятельности общества, предоставляющие пространственные и материальные условия бытия, жизнедеятельности, меняющиеся с развитием общества.
А инновации – социальные, культурные, мировоззренческие, экономические, политические – такие же вечные спутники жизнедеятельности, генетические катализаторы развития. Случались, конечно, и не раз общественные и исторические процессы, когда «время обращалось вспять», но всегда – раньше или позже – приходили другие времена, и процесс позитивного развития запускался с новой силой.
Книга о теоретических основаниях, создании инновационных институтов предпринимательской среды в архитектуре и урбанизме несет характер, в лучшем случае, некоторой программы деятельности, в худшем – представляет некий идеалистический проект из области футурологии. Но так уж сложилось: в историческом пространстве с завидной регулярностью появляются такие проекты, программы, идеи, без которых общество теряет оптимизм. Это связано с генетической чертой бытования общества и человека – поиском путей улучшения ситуации и условий бытия, поиском «лучшей доли», «счастья на земле», «смысла жизни» и других категорий в этом эмоциональном, мировоззренческом и социальном поле.
Пространственные условия бытия – не исключение в этом ряду: острова Утопии, города Солнца, социалистические города, экологические города, креативные и общественные пространства, территории инновационного развития и т.д. – двигались в этом объективистско-субъективистском поле научного, творческого, политического, бытового, профессионального мировоззрения и целеполагания.
Собственно новаторская архитектурная деятельность, пережив эпоху расцвета во время господства модернизма и современной архитектуры, потеряла социальный и культурный драйв в начале XXI века, выпав из актуальных трендов цифровизации и четвертой промышленной революции, и превратилась из средства гуманизации жизнедеятельности в один из «приводных ремней» административно-девелоперской деятельности. Предложить иную роль современному урбанизму, архитектуре, дизайну призваны это исследование и конкретные проекты и программы, в ней изложенные.
Это не фундаментальное академическое издание, а конгломерат научных, исторических, оргдеятельностных идей, концепций, программ, описывающих границы проблемы. А конкретные инновационные проекты и программы переводят этот конгломерат в актуальную плоскость программирования конкретной деятельности.
Генезис пространственных изменений следует за изменениями материального и духовного бытия, но это не простой и не линейный процесс. Почему изменения первой и второй промышленной революции, начавшиеся ещё в XIX веке, привели к новой системе формирования и пространственных ценностей только в XX веке? Почему глобальная цифровизация и компьютеризация ещё не очень сильно влияют на структуру города и принципы формообразования сегодня? Какие тенденции современного мира приведут к третьей пространственной революции (что за «третья пространственная революция» – выяснится в одной из глав)? То ли это будет революция «конвергенции второй и первой природы», то ли «пульсирующего, вечно изменяющегося живого пространства», то ли тотальной кривизны и анти-тектонизма – все это в той или иной степени предстоит проанализировать.
Изложение в этой книге – с элементами организационно-деятельностной программы или утопической подборки идей и тезисов, в рекламно-пиаровском представлении конкретных проектов – несет как раз сюжет совмещения всех этих содержательных линий. В этом, может быть, и заключается ценность развернутого содержания на этих страницах, схемах, иллюстрациях и проектах.
А если посмотреть сквозь призму организации процесса разработки и внедрения инноваций, просматривается не так много моделей. Опустив исторические времена, где это был длительный эволюционный процесс, обратимся к новому времени и даже к началу капитализма: увидим инновационные программы – будь то проект «трех каналов» в Амстердаме или реконструкция Парижа, – которые были частью «инновационной» социально-экономической деятельности властей. Этот же подход продолжается и сегодня, в том числе и в Российской Федерации (национальные проекты, разные Олимпиады, чемпионаты мира в недавнем прошлом). Однако такой порядок дел не всегда способен генерировать инновационное качество – по многим причинам, о чем мы будем говорить в разных частях этой книги, обосновывая необходимость выстраивания иной системы.
Но для развертывания содержания этой книги важнее индивидуальные или групповые организационно-деятельностные усилия – будь то перенос технологий из одной сферы в другую, как это было в случае с Кристалл-Паласом и небоскребами Чикаго, либо тотальной сменой технологической и социально-культурной парадигмы в результате длительного влияния первой и второй промышленных революций с внедрением их основных идей и технологий. Или специально созданные государством системы институтов для обеспечения какой-то глобальной задачи, в частности «революции массового жилища Хрущева» (была создана система научно-внедренческих институтов: ЦНИЭП жилища, ЦНИЭП градостроительства и т.д., сотни заводов, новые материалы, системы нормирования и т.д.). Или создание общественных институтов типа Веркбунда, объединявшего художников, архитекторов, предпринимателей, музейщиков – для «повышения эстетического качества массовой продукции», или «институтов развития» модернизма – Баухауса и ВХУТЕМАСа.
Формирование инновационной экономики создало систему стартапов как рыночного механизма, двигающего инновационные идеи и продукты, направленные не только на извлечение прибыли из инноваций, но и на иное будущее в рамках системы из венчурных фондов, акселераторов, «агентов влияния», исследовательских университетов, креативной среды и т.д.
К сожалению, вся эта новая организационная структура в мире и у нас в большей степени про цифровизацию, искусственный интеллект, машины без водителей, «меднет» и т.д., и в меньшей степени – об инновационной предметно-пространственной среде, которая остается в плену традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер. Поколебать эту традицию и предложить иную систему инновационного развития в урбанизме, архитектуре и дизайне – главная цель этой книги.
Конкретизация создания новой институциональной среды происходит через анализ реальных программ и проектов – от глобальных национальных проблем (реконструкция пятиэтажек, повышение мобильности населения) до конкретных проектов, от инновационных технологий до новых рынков.