Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

04.03.2025

Стратегия вместо стиля

Нина Фролова

Очередным лауреатом Притцкеровской премии стал китайский архитектор Лю Цзякунь.

Лю Цзякунь – только второй китайский архитектор среди уже обширного списка лауреатов Притцкера, но тем интереснее, что первый – Ван Шу – назвал его в момент своего награждения в 2012-м единственным коллегой, который его понимает. Их, действительно, объединяет интерес к традиционным, рукотворным, но при этом недорогим, «народным» материалам и техникам, свободное отношение к традиции и одновременная опора на нее, отсутствие среди работ броских, нарочито амбициозных проектов.
 

Лю Цзякунь
Лю Цзякунь
Фото предоставлено The Hyatt Foundation/The Pritzker Architecture Prize

И тот, и другой много используют материалы повторно. У Лю это приобрело особый драматизм (и стало самостоятельным сюжетом) после катастрофического Сычуаньского землетрясения (2008) – сам он родился, живет и работает в столице провинции Сычуань – Чэнду, и потому это стихийное бедствие коснулось его сильнее, чем большинства китайцев. Так появились его «кирпичи возрождения», сделанные из оставшегося от разрушенных зданий строительного мусора, соломы и цемента: по своим качествам такие блоки прочнее и дешевле исходных материалов. Эти кирпичи Лю Цзякунь использовал для Музея Шуйцзинфан, многофункционального комплекса West Village (оба они возведены в Чэнду) и для единственного «гламурного» проекта в своем портфолио – офисного корпуса в шанхайском кампусе фармацевтической компании Novartis. Для фасадов факультета скульптуры Сычуаньского художественного института в Чунцине использована типичная для этого города штукатурка с песком, которую обычно не выставляют напоказ, но здесь она добавляет зданию фактурности.
 
Здание факультета скульптуры Сычуаньского художественного института в Чунцине. 2004
Здание факультета скульптуры Сычуаньского художественного института в Чунцине. 2004
Фото © Arch-Exist

Родившийся в 1956 Лю Цзякунь, в отличие от многих ровесников, не учился за рубежом. Желая обучиться рисованию, он поступил в 1978 в Чунцинский архитектурно-инженерный институт, но разочаровался в прикладном характере преподававшегося там рисунка, хотя и закончил этот вуз в 1982. Уже во время работы по профессии в Тибете (1984–1986) и последующих трудов в Сычуани он параллельно занялся писательским трудом и даже планировал окончательно бросить архитектуру, пока не оказался в 1993 на выставке проектов однокурсника. Только тогда он понял, что архитектура тоже может быть средством самовыражения автора и вернулся в профессию. В 1999 Лю открыл в Чэнду свое бюро.
 
Музей каменной скульптуры Луеюань в Чэнду. 2002 Фото © Bi Kejian
Музей каменной скульптуры Луеюань в Чэнду. 2002
Фото © Bi Kejian
Музей каменной скульптуры Луеюань в Чэнду. 2002 Фото © Bi Kejian
Музей каменной скульптуры Луеюань в Чэнду. 2002
Фото © Bi Kejian

Зарубежных проектов у него нет, а знаков признания совсем не много: два раза он участвовал в архитектурной биеннале в Венеции (2008 и 2016) и один раз – в художественной (2015). Тем не менее, у него достаточно реализованных проектов, включая знаковые, например, West Village – напоминающий стадион озелененный комплекс из офисных, коммерческих и рекреационных площадей, который охватывают многоуровневые дорожки-пандусы для пешеходов и велосипедистов. Это настолько популярное у жителей Чэнду место, что в какой-то момент пандусы даже пришлось закрыть из-за наплыва посетителей (сейчас все вновь работает).
 
Комплекс факультета дизайна Сычуаньского художественного института в Чунцине. 2006 Фото © Jiakun Architects
Комплекс факультета дизайна Сычуаньского художественного института в Чунцине. 2006
Фото © Jiakun Architects
Комплекс факультета дизайна Сычуаньского художественного института в Чунцине. 2006 Фото © Lv Hengzhong
Комплекс факультета дизайна Сычуаньского художественного института в Чунцине. 2006
Фото © Lv Hengzhong

Но чаще речь идет о сравнительно небольших музеях, вузовских корпусах, общественных центрах. В работах Лю Цзякуня, считает жюри Притцкеровской премии во главе с Алехандро Аравеной, нет узнаваемого стиля или устоявшегося метода, вместо них он использует стратегию, основанную на изучении особенностей и требований каждого конкретного проекта. По его собственным словам, он стремится через архитектуру выявить скрытую суть места и его жителей, а затем предложить им новый сценарий жизни здесь, создать ту или иную атмосферу, часто лирическую – недаром Лю также и литератор.
 
Музей часов и значков эпохи Мао Цзэдуна в комплексе частных музеев Цзянчуаня (город Аньжэнь, провинция Сычуань). 2007 Фото © Bi Kejian
Музей часов и значков эпохи Мао Цзэдуна в комплексе частных музеев Цзянчуаня (город Аньжэнь, провинция Сычуань). 2007
Фото © Bi Kejian
Музей часов и значков эпохи Мао Цзэдуна в комплексе частных музеев Цзянчуаня (город Аньжэнь, провинция Сычуань). 2007 Фото © Bi Kejian
Музей часов и значков эпохи Мао Цзэдуна в комплексе частных музеев Цзянчуаня (город Аньжэнь, провинция Сычуань). 2007
Фото © Bi Kejian

Церемония награждения состоится этой весной в Лувре Абу-Даби.
 
Музей исторической винокурни Шуйцзинфан в Чэнду. 2013 Фото © Arch-Exist
Музей исторической винокурни Шуйцзинфан в Чэнду. 2013
Фото © Arch-Exist
Музей исторической винокурни Шуйцзинфан в Чэнду. 2013 Фото © Arch-Exist
Музей исторической винокурни Шуйцзинфан в Чэнду. 2013
Фото © Arch-Exist
Корпус С6 в кампусе фармацевтической компании Novartis в Шанхае. 2014 Фото © Arch-Exist
Корпус С6 в кампусе фармацевтической компании Novartis в Шанхае. 2014
Фото © Arch-Exist
Корпус С6 в кампусе фармацевтической компании Novartis в Шанхае. 2014 Фото © Arch-Exist
Корпус С6 в кампусе фармацевтической компании Novartis в Шанхае. 2014
Фото © Arch-Exist
Корпус С6 в кампусе фармацевтической компании Novartis в Шанхае. 2014 Фото © Arch-Exist
Корпус С6 в кампусе фармацевтической компании Novartis в Шанхае. 2014
Фото © Arch-Exist
Комплекс West Village в Чэнду. 2015 Фото © Chen Chen
Комплекс West Village в Чэнду. 2015
Фото © Chen Chen
Комплекс West Village в Чэнду. 2015 Фото © Jiakun Architects
Комплекс West Village в Чэнду. 2015
Фото © Jiakun Architects
Музей Императорского кирпичного завода в Сучжоу. 2016 Фото © Yao Li
Музей Императорского кирпичного завода в Сучжоу. 2016
Фото © Yao Li
Музей Императорского кирпичного завода в Сучжоу. 2016 Фото © Arch-Exist
Музей Императорского кирпичного завода в Сучжоу. 2016
Фото © Arch-Exist
Культурный район Сунъян в городе Лишуй, провинция Чжэцзян. 2020
Культурный район Сунъян в городе Лишуй, провинция Чжэцзян. 2020
Фото © Wang Ting
Реконструкция пещер Тяньбао для выдержки водки-байцзю в историческом производственном комплексе  Langjiu Group. Город Эрлан, уезд Гуйлинь, округ Лучжоу, провинция Сычуань. 2021 Фото © Arch-Exist
Реконструкция пещер Тяньбао для выдержки водки-байцзю в историческом производственном комплексе Langjiu Group. Город Эрлан, уезд Гуйлинь, округ Лучжоу, провинция Сычуань. 2021
Фото © Arch-Exist
Реконструкция пещер Тяньбао для выдержки водки-байцзю в историческом производственном комплексе  Langjiu Group. Город Эрлан, уезд Гуйлинь, округ Лучжоу, провинция Сычуань. 2021 Фото © Arch-Exist
Реконструкция пещер Тяньбао для выдержки водки-байцзю в историческом производственном комплексе Langjiu Group. Город Эрлан, уезд Гуйлинь, округ Лучжоу, провинция Сычуань. 2021
Фото © Arch-Exist