В Хельсинки представлены финалисты открытого международного конкурса на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна.
Открытые международные конкурсы на проект «знакового» здания никогда не были частыми, но сейчас стали совсем большой редкостью. Тем интереснее, что в Хельсинки идет такой конкурс на проект нового Национального музея архитектуры и дизайна. Его здание планируется возвести ровно там же, где 10 лет назад хотели построить филиал Музея Гуггенхайма: тогда тоже проводился открытый конкурс, но проект по многим причинам (в основном далеким от архитектуры) остался на бумаге.
Нынешний конкурс более «узкий», чем предыдущий: тогда ограничений практически не было, а сейчас участниками могли стать только граждане государств-подписантов соглашения по государственным тендерам Всемирной торговой организации (ВТО) – это Евросоюз и еще 20 стран. Такая мера отразилось на числе поданных для участия в 1-м туре проектов: сейчас их 624, а в случае Гуггенхайма набралось более 1700.
Все 624 варианта можно было посмотреть на сайте конкурса, но теперь здесь показаны лишь 5 проектов финалистов. Имена авторов мы не знаем, работы по традиции – в интересах честного судейства – представлены под номерами и девизами.
Каждая команда, прошедшая во 2-й тур (он стартует в феврале 2025-го и продлится до конца мая), получит на доработку своего проекта 50 тыс. евро. В конце конкурса, в сентябре, жюри выберет трех призеров (награды составят 50, 30 и 25 тыс. евро соответственно), а оставшиеся две работы могут быть приобретены организаторами за 20 тыс. евро каждая.
Сейчас в городе действуют Музей финской архитектуры и Хельсинкский музей дизайна: их планируется слить, получив учреждение с собранием в 900 тыс. единиц. Если все планы реализуются, то музейное здание площадью 10,5 тыс. м2 откроется в Южной гавани уже в 2030. Бюджет в 150 млн евро составлен из государственных средств и пожертвований четырех частных фондов.
Публикуем проекты финалистов, которые, несмотря на кажущееся богатство выбора, оказались весьма «среднестатистическими».
96 Tyrsky
96 Tyrsky
96 Tyrsky
96 Tyrsky
Здание с деревянными каркасом и оформлением интерьера снаружи планируется полностью обшить медью. Жюри отметило его небольшую высоту как ценное качество в историческом окружении.
351 Kumma
351 Kumma
351 Kumma
351 Kumma
351 Kumma
Здесь важно наличие двух входов: от Рыночной площади с севера и от идущей вдоль набережной улицы Лайвасилланкату.
486 Moby
486 Moby
486 Moby
486 Moby
486 Moby
План в форме клина позволил сохранить перспективные виды на город, которые иначе оказались бы закрыты. Отмечена также продуманная схема циркуляции посетителей.
545 Tau
545 Tau
545 Tau
545 Tau
Здесь жюри одобрило простую форму здания и его тесную связь с Рыночной площадью к северу и гладью воды.
616 City, Sky and Sea
616 City, Sky and Sea
616 City, Sky and Sea
616 City, Sky and Sea
616 City, Sky and Sea
Членам жюри понравился профиль кровли, хорошо сочетающийся с фронтом зданий за музеем.