В саудовской столице Эр-Рияде запущен метрополитен; ключевая станция спроектирована бюро Zaha Hadid Architects.
Метрополитен, заработавший в городе 1 декабря этого года, стал крупнейшей беспилотной транспортной сетью в мире: общая длина шести линий – 176 км, они объединяют 86 станций. Планируемая нагрузка – 3,6 млн человек в день. Как предполагается, метро снизит количество автомобилей на улицах и поможет Эр-Рияду уменьшить свой углеродный след. Пока запущено пять линий, в начале января стартует шестая.
Станция метро «Финансовый район короля Абдаллы»Фото © Hufton + Crow
Станция, проектом которой занималась еще сама Заха Хадид, представляет собой транспортно-пересадочный узел с 6 платформами метро. Она является конечной для линий № 4 и № 6 (№ 4, или Желтая, ведет в Международный аэропорт имени короля Халида) и позволяет пересесть на № 1. В будущем к ним добавится 3,6-километровый монорельс, обслуживающий собственно Финансовый район короля Абдаллы (к нему от станции будет вести надземный переход). Уже сейчас здесь созданы перехватывающие парковки и автобусные остановки.
Станция метро «Финансовый район короля Абдаллы»Фото предоставлено Метрополитеном Эр-Рияда/Riyadh Metro
Архитекторы описывают свой проект как трехмерную решетку, которую формируют находящиеся в противофазе синусоиды, описывающие прогнозируемые вариации в ежедневном пассажиропотоке. Конструкцией постройки, как и распределением человеческих потоков, акустикой, освещением, «устойчивостью» и другими сферами занимались инженеры BuroHappold.
Станция метро «Финансовый район короля Абдаллы»Фото © Hufton + Crow
Синусоиды отражены и на ажурных фасадах из панелей сверхвысокоэффективного бетона. Их проемы при этом выступают современным аналогом традиционных исламских решеток-машрабия, пропуская внутрь солнечный свет, но защищая интерьер от перегрева. Общий узор вдохновлен также и рябью, которую создает на песке ветер пустыни.
Станция метро «Финансовый район короля Абдаллы»Фото © Hufton + Crow
При работе над проектом тщательно моделировались пассажиропотоки, чтобы избежать тесноты даже в час пик. Кроме того, были максимально использованы средства повторения форм, игра с симметрией и масштабом. Это позволило упростить строительство, не понижая качество пространства.
Станция метро «Финансовый район короля Абдаллы»Фото © Hufton + CrowСтанция метро «Финансовый район короля Абдаллы»Фото © Hufton + Crow
Оболочка станции – самонесущая и не зависит от конструкции, на которую опираются платформы и виадуки для поездов.
Станция метро «Финансовый район короля Абдаллы»Фото © Hufton + Crow
Меры по экономии энергии (включая широкое использование раздвижных дверей) позволили проекту получить «золотой» сертификат LEED.Станция метро «Финансовый район короля Абдаллы»Фото © Hufton + CrowСтанция метро «Финансовый район короля Абдаллы»Фото © Hufton + CrowСтанция метро «Финансовый район короля Абдаллы»Фото © Hufton + Crow
Станция метро «Финансовый район короля Абдаллы»Фото © Hufton + CrowСтанция метро «Финансовый район короля Абдаллы»Фото © Hufton + CrowСтанция метро «Финансовый район короля Абдаллы»Фото © Hufton + Crow
Станция метро «Финансовый район короля Абдаллы»Фото © Hufton + Crow
Станция метро «Финансовый район короля Абдаллы»Фото © Hufton + CrowСтанция метро «Финансовый район короля Абдаллы»Фото © Hufton + CrowСтанция метро «Финансовый район короля Абдаллы»Фото © Hufton + CrowСтанция метро «Финансовый район короля Абдаллы»Фото © Hufton + CrowСтанция метро «Финансовый район короля Абдаллы»Фото © Hufton + CrowСтанция метро «Финансовый район короля Абдаллы»Фото © Hufton + CrowСтанция метро «Финансовый район короля Абдаллы»© Zaha Hadid Architects
|