Тема взаимоотношений исторического города и современной архитектуры красной нитью прошла через все мероприятия архитектурного фестиваля «Зодчество 2008». В ее контексте лекция Мануэля Шуппа, немецкого архитектора и теоретика, одного из основателей Европейской Архитектурной Сети (ENA), стала громким манифестом –«Историю невозможно построить, с историей можно творить».
Мануэль Шупп (слева) и его партнер Майкл Вилфорд (Бюро Вилфорд Шупп Аркитектен)
Свою лекцию Мануэль Шупп разделил на пять тем – ступеней, ведущих к пониманию и решению проблемы соотношения исторического и нового в современном городе: это романтические представления о жизни в старом европейском городе, боязнь архитектуры будущего, возможность жизни в историческом городе, необходимые технические вещи для современного человека и примеры проектов реконструкции, комбинирующие старое и новое. Венеция
Каждый из нас хоть раз в жизни мечтал жить в живописном старом городке, которых так много в Европе. Но за романтическими представлениями мало кто видит современные реалии таких городов – толпы туристов, маленькие жилые площади и почти полное несоответствие современным требованиям жизни. Романтическому видению старого городка противостоит боязнь городов будущего, фантастичных и огромных, где можно заблудиться. Примеры такого страха новой архитектуры можно найти в кинематографе. Так в фильме «Время развлечений» Жака Тати главный герой чувствует себя не очень комфортно в огромном офисном здании, а в фильме «Метрополис» Фрица Ланга люди вообще боятся города настолько, что отказываются выходить на улицу. Амстердам
Но, по мнению Мануэля Шуппа, людям нужны оба города, и исторический, и современный. Ведь часто жизнь в старом городе представляет что-то вроде жизни в музее. А как же инфраструктура, без которой современный человек не может обойтись? Таким образом, единственный шанс для города расти – это комбинация старого и нового. То же самое касается и отдельно взятого здания. Часто реконструируемые исторические здания – это просто сохраненные фасады, за которыми нет никакой исторической функции. Они становятся такими же искусственными, как декорации в парках развлечений. Вилфорд Шупп. Здание биржи в Штутгарте
Однако – считает Мануэль Шупп, мы не можем полностью восстановить историю, но можем учиться у истории. Учиться, а не делать декорации. Под таким девизом работает организация ENA – Европейская Архитектурная Сеть, включающая в себя шесть архитектурных бюро в Штутгарте и Баден-Бадене. Архитекторы ENA считают, что некоторые здания просто необходимо перестраивать, чтобы они соответствовали современным требованиям к жилому или офисному пространству. Некоторые здания очень маленькие и непригодны по размерам для жилья, их можно увеличить за счет пристроек. В основном, реставрации и переделке подвергаются обветшавшие здания уже не несущие никакой функции – им придается современный вид и новая функция, как это было со зданием биржи в Штутгарте. Вилфорд Шупп. Здание посольства Англии в Берлине
Работы мастерской Шуппа, входящей в ENA, также проиллюстрировали главную мысль архитектора о преемственности истории. Так в проекты реставрации фасадов на Уильям-Штрасс в Берлине был перенесен опыт трехъярусности итальянского палаццо. Этот же прием использовался и в реконструкции здания посольства Англии в Берлине. В конце своей лекции Мануэль Шупп повторил слова известной песни – «Москва не сразу строилась», и Рим не сразу строился, и ни один европейский город сразу не строится. В европейском городе всегда переплетается старое и новое, он многослоен.
|