Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
До 17 декабря сотрудники музеев или некоммерческих организаций, которые осуществляют музейную деятельность, могут подать заявку на конкурс «Индустриальный эксперимент» Фонда Потанина, чтобы получить грант на создание культурного продукта или проекта, связанного с индустриальным наследием. Конкурс проводится с 2021 года, чтобы выявлять и продвигать лучшие практики трансформации индустриального наследия.
Мы изучили победителей всех сезонов конкурса и выбрали пять примеров того, как можно работать с промышленным наследием.
Ревитализация: док Петра Великого
Команда «Музея истории Кронштадта» задалась целью сохранить гидротехнические сооружения на острове Котлин, где находится док Петра Великого, построенный в XVIII веке.
Заявка от команды включала разработку проекта противоаварийных мероприятий на стенках доков крест-канала и создание единого дизайн-кода. Другим важным пунктом стала разработка авторского экскурсионного маршрута, посвященного Доку и судоремонту петровских времен – как уточняет команда, такой маршрут готов и вскоре будет запущен.
Руководитель музея и проекта Олег Быховский рассказывает, что команде очень помогла сумма, выделяемая Фондом дополнительно к основному гранту, которая закладывается на фрагментарное восстановление и/или консервацию объекта. Благодаря этим 28% музей выполнил противоаварийные работы во всей системе гидротехнических сооружений, удалив огромное количество граффити. Команда продумала комплекс укрепления гидротехнических сооружений, чтобы остановить разрушение дока, который был успешно согласован с КГИОП.
Автономная некоммерческая организация «Галерея промышленной истории» создала Цифровой архив индустриального наследия Петрозаводска и, в частности, проект «За рекой завод», который творчески исследует район Зареки в южной части города. В XVIII веке в районе возникли петровские мануфактуры, в ХХ появился Онежский судостроительный завод и трикотажная фабрика Пивзавод. В 1940-е тут были построены хрущевки и сталинки для судостроителей по спецпроекту.
Команде хотелось предложить подход, который не просто использует индустриальный объект как «фон» для искусства или как потенциальную территорию застройки, но который осмысляет заводское наследие разнопланово.
Так и получилось: стартуя как исследование района с опорой на память горожан и историю, проект стал арт-лабораторией со звуковыми, фото и дизайн-проектами. На платформе проекта можно найти впечатляющий сборник полевых записей, созданный 12 саунд-художниками со вшитыми в аудио интервью работников зарецких предприятий. В группе «ВКонтакте» – интервью с другими, не менее интересными респондентами: оператором котельной-стендапером, технологом пивзавода и работницей трикотажной фабрики.
Итог звуковой лаборатории нашел отражение в документальном фильме, который можно посмотреть на сайте. Там же есть документация выставки дизайн-направления, ее показали на фестивале «Заводь. Мифы на заводе» в минувшем сентябре. Сокуратор проекта, Анна Поташева рассказывает, что сформировавшаяся благодаря проекту структура взаимодействия людей, художников и кураторов помогла создать первую полномасштабную медиа-выставку, серию живых выступлений и новых музыкальных проектов, а также работающие индустриальные экскурсии.
Проект команды «Железногорского Центра Современного Искусства «Цикорий» получил грантовые средства на серию взаимосвязанных продуктов: городской фестиваль, посвященный индустриям города и его промышленному потенциалу – 3-ей Железногорской Биеннале, запуск арт-резиденции и издание книги-каталога с итогами проекта. У биеннале был номадический и перформативный характер, а в ее концепции указывалось, что «за участие в событиях биеннале продал бы душу топ-менеджер любого завода».
С юмором команда отнеслась и к изданию, выпустив журнал про креативную среду города «Поглубже!». Руководителю «Цикория» Александра Дорофеева пришла идея сделать «аналитическую историю того, что произошло с современным искусством» Железногорска за последнее время, исследовав перекрестное существование в нем промышленности. Так получился журнал-зин с героями, которые были причастны к процессам создания выставок, биеннале и fashion-показов. Вошедший в программу биеннале Zheleznogorsk Fashion Day 2023 – перформативное шоу-показ прошел на территории производства АО «Железногорский ВРЗ», а его участниками были сотрудники ЖВРЗ.
Музей Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) в грантовой заявке предложил выставку, которая рассказывает о проблематике накопленного Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом вреда. Выставка «Задача 1966: лишний элемент» создавалась в рамках проекта «Ангар 107», целью которого по мысли команды стал запуск выставочного пространства до момента организации полноценного музея. Проект знакомил зрителей с деятельностью предприятия, закрывшегося в 2013 году, станками и архивами, но не только.
Кураторы хотели поразмышлять над этическими моментами утилизации отходов, поэтому важной темой смотра стало обращение сотрудников к лигнину – материалу, который выделяется при переработке целлюлозы и который и был нерешенной задачей с 1966 года. В итоге в проекте с большим вниманием были показаны все этапы производства: кураторы сравнили работу завода с метаморфозами, которые происходят в жизни каждого человека, внеся в проект дополнительные контексты. Команда создала мерч и завела телеграм-канал, в котором стала делиться не только событиями музея, но и города.
Выставка «Задача 1966: лишний элемент». Зал, где когда-то располагался архив комбината, а еще раньше – огромные ЭВМ, десять лет сюда никто не заходил (до реализации)
Инициатива «И мастерство, и вдохновение» Центра современного искусства «Быль» из Старого Оскола обращается к творческой деятельности бывшей лаборатории промышленной эстетики ОЭМКа – предприятия, которое инициировало строительство бывшего кинотеатра «Быль» и его ревитализацию в Центр искусства, который открылся в апреле 2023 года. В настоящее время команда Центра готовится к презентации первых двух частей проекта – исследования индустриального контекста и культурных продуктов, созданных на основе обнаруженных материалов. Одним из таких продуктов станет полноценная видеоигра.
Зрителям будет предложено поиграть в игру-квест, чтобы погрузиться в историю и мифологию центра. Гидом, который будет давать подсказки игрокам, станет сова – главный визуальный образ Центра и «Были». Наружную эмблему, как и барельефы «Космонавт», «Богатырь» и «Девушка и юноша» создали Алексей Попереков и Владимир Кривошапов.
«Пока идет реставрация совы, мы перенесли ее в гейм-пространство!», – заявляет команда. В рамках этой инициативы команда ЦСИ «Быль» в прямом смысле хочет развеять известную цитату из культового сериала «Твин Пикс» – «совы не то, чем кажутся», намекая на то, что не стоит всегда доверять очевидным интерпретациям.