На выставке в парке «Зарядье» можно познакомиться с работами номинантов Арт Премии, из которых 4 декабря выберут победителей
4 декабря в Москве пройдет награждение победителей 5 Московской Арт Премии. А пока на выставке в Медиацентре парка «Зарядье» можно увидеть работы номинантов.
Конечно, не все. В этом году подано около 700 заявок, а экспозиция вместила примерно пятую их часть. Но зато это работы самых разных видов современного искусства, созданных в Москве, о Москве или для Москвы: 19 книг, 18 кинопроектов, 12 театральных постановок, 10 музыкальных произведений и 20 художественных проектов в номинации «Изобразительное искусство и архитектура» – шесть из которых мы собрали в этом обзоре.
Первый вице-президент Союза московских архитекторов, член-корреспондент Российской академии художеств, многолетний куратор фестиваля «Зодчество» Алексей Комов создал серию архитектурной графики «Порталы и Маяки». Работы выполнены в комбинированной технике – тушью, черным акварельным карандашом, маркером по бумаге. Это не только макеты архитектурных сооружений, но и символические «врата в будущее», озаряемые светом маяков. Смысл этого образа в том, что история и современность могут сосуществовать в абсолютной гармонии, если культурное наследие прошлого сохранять и развивать. Некоторые триумфальные арки, эскизы которых представлены на выставке, уже установлены в разных российских городах. В этих работах можно узнать отсылки и к имперскому стилю XVIII–XIX веков, и к авангарду 1920-х, и к советской неоклассике.
Футбол уже давно не просто спортивная игра, а культурное, социальное и экономическое явление. Неудивительно, что он стал вдохновением для художников. Композиция, представленная на выставке, состоит из нескольких составляющих. В живописной серии работ Константина Батынкова наследие русского авангарда соединяется с эстетикой черно-белой телевизионной картинки. А скульптура Сергея Шеховцова, сделанная из металла и пенопласта, переосмысливает монументальный образ из советского прошлого и превращает его во что-то абстрактное и межгалактическое.
Будучи еще и реставратором, художник Максим Демин часто использует в создании арт-объектов доски старых домов и заборов, руинированные части старинных икон. Представленная на выставке работа относится к серии «Окно в благую весть», где художник работал с рамами и наличниками. В центре композиции находится оклад старинной иконы и сухие растения. Забито ли это окно досками, или внутри дома находится деревянная стена, смотрит ли зритель из дома на окружающий мир или заглядывает в чужие окна с улицы – это решение художник оставляет принять каждому самостоятельно.
Франциско Инфанте-Арана и Нонна Горюнова «Порталы»
Арт-дуэт Инфанте-Арана и Горюновой давно исследует взаимоотношения искусства и окружающей природной среды. Они умеют найти скрытые смыслы в любой повседневной реальности. Для этого, по мнению художников, стоит лишь приоткрыть некий портал и увидеть другое пространство, ранее понимаемое лишь на уровне интуиции. Скорее всего, авторы имеют в виду пространство искусства. Накладывая структурную решетку на обычный подмосковный пейзаж, художники создают новое качество реальности, в которую можно визуально перейти и зафиксировать там свое присутствие. Портал в этом проекте – граница перехода из одного пространства в другое, который художники смогли визуализировать.
Космического вида арт-объект под названием «Резонанс» представляет собой диджитал-инсталляцию, которая отражает разными зеркальными поверхностями пространство вокруг и самих зрителей, и при этом транслирует на экране историю искусства и эволюцию технического прогресса. Нажав кнопку, можно пронестись через разные эпохи, и на уровне отражений стать их частью. Искусство отражает мир подобно зеркалу, считают авторы. Интересно, что в создании и макета инсталляции, и видеоролика им помог искусственный интеллект.
Три картины Алексея Дьякова относятся к серии «Божественный Мрак», – так в Писании называется Свет, в котором пребывает Бог, но который не видим человеку. Восьмилучевая Вифлеемская звезда изображена слева, символ Божественной славы над силуэтом Москвы – по центру, а иконографичное изображение Божественной славы – в правой части триптиха. Все три работы написаны на холстах, покрытых купершлаком, создающим блестящую шершавую поверхность. А за холстами прячутся лайтбоксы, свет которых пробивается сквозь непрокрашенные фрагменты.