72 поворота дороги G318 в ущелье реки Нуцзян (Салуин) – туристическая инфраструктура
Адрес:
Китай,None,
Мастерская:
Archermit
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Проект смотровых платформ и сопутствующей инфраструктуры для ущелья реки Нуцзянь (Салуин) появился не как рядовой аттракцион для привлечения туристов. Вдоль русла реки проходит национальная трасса G318, очень популярная среди любителей автомобильных путешествий. Она идет через весь Китай с востока, от Шанхая, на запад, до границы с Непалом, и позволяет оценить масштаб и разнообразие пейзажей и культурных традиций КНР. Здесь, у деревни Будзэ-цунь уезда Бошё в городском округе Чамдо, она делает знаменитые 72 крутых поворота, поднимаясь и спускаясь по склону. Смотровая площадка расположена неподалеку, усиливая вызов путешественнику и обогащая его впечатления.
72 поворота дороги G318 в ущелье реки Нуцзян (Салуин) – туристическая инфраструктура
Именно этими понятиями, «вызов» и «впечатление», архитекторы описывают цели туристов, отправляющихся в Тибет, будь то верующие или любители природы. Так, чтобы не лишать их этих ценностей, лифт в комплексе сделан один вместо двух – только на правом, гораздо менее доступном берегу, где не было изначально даже обычных тропинок: везде при передвижении требовалось опираться на руки. На левом, где размещена большая часть новых сооружений, его заменяет Лестница небесной ярости из 666 ступенек, которая должна стать испытанием для любого путешественника, особенно на высоте почти 3000 м над уровнем моря.
Было у авторов проекта еще одно соображение. Проходящий здесь участок автодороги G318, идущий от Чэнду к Лхасе, как и более северный его «дублер» G317, были построены в 1950–1954 как Сычуаньско-Тибетское шоссе. Оно и сооруженное одновременно Цинхай-Тибетское шоссе стали первыми автотрассами, связавшими Тибет с равнинной частью Китая: до того добраться туда можно было лишь верхом или пешком. Строительство велось практически вручную, с большими опасностями, в суровом климате и на усугубляющей любую физическую нагрузку высоте. Архитекторы хотели напомнить туристам о преодоленных тогда трудностях и принесенных жертвах (погибло порядка трех тысяч рабочих). Вошедшие в комплекс два аттракциона, на первый взгляд обычных, зиплайн и висячий мостик на цепях и тросах из отдельных деревянных дощечек, напоминают о точно таких приспособлениях, которые использовались при строительстве шоссе 70 лет назад.
72 поворота дороги G318 в ущелье реки Нуцзян (Салуин) – туристическая инфраструктура
Туризм – отрасль, чрезвычайно важная для местного населения, поэтому проект имеет и социальное измерение. Рядом разбит плодовый сад площадью 200 га с яблонями, грушами, персиками и виноградом: обилие солнца позволяет фруктам вызревать даже в суровых природно-климатических условиях. В саду и в туристическом комплексе работают по меньшей мере 48 местных жителей, вместе получающих ежегодно доход более 3 млн юаней.
72 поворота дороги G318 в ущелье реки Нуцзян (Салуин) – туристическая инфраструктура
Бюро Archermit из города Чэнду, столицы соседней с Тибетским автономным районом провинции Сычуань, уже имеет опыт реализации здесь туристических проектов: им принадлежит авторство кемпинга на озере Ранву-цо. Но в случае «живописной местности 72 поворотов» и замысел был гораздо амбициознее, и воплощение потребовало значительно больших сил. Однако в обоих случаях ключевую роль сыграла сталь кортен, близкая своим ржавым оттенком традиционному тибетскому красному цвету и окружающим скалам, но главное – хорошо переносящая пять месяцев снегов и морозов, сильные суточные перепады температуры даже летом, налетающие и в жаркое время года шторма и снежные бури, не говоря уже о сезоне дождей. Вторым важнейшим (и единственным импортным) материалом стало ламинированное стекло Dupont SentryGlas Plus: из него выполнены пол смотровой площадки и настил моста, испытывающие большую нагрузку. Несущие конструкции – стальные: для тибетских условий это оптимальное решение, при котором транспортировка и монтаж сравнительно просты и быстры.
72 поворота дороги G318 в ущелье реки Нуцзян (Салуин) – туристическая инфраструктура
В комплекс входят три смотровые площадки на левом берегу, включая основную, вдохновленную контуром самых резких из 72 поворотов. В консольной части на высоте 130 м над рекой сделан стеклянный пол, а в нижних, «наземных», ярусах размещены кафе, магазин, выставочный зал шоссе G318 и медицинский кабинет. Платформу несет большая ферма, доставленная на место в разобранном виде (46 частей). Консольный вынос варьируется от 27 до 37 м.
72 поворота дороги G318 в ущелье реки Нуцзян (Салуин) – туристическая инфраструктура
Отдельного упоминания заслуживает мост со стеклянным полотном: он не только позволяет туристам попасть на труднодоступный южный берег, но и напоминает о первом капитальном стальном мосту через реку Нуцзян, располагавшемся неподалеку. Как и тот мост дрожал под грузовиками, которые пропускали через него с большими предосторожностями, так и этот, туристический, подрагивает под пешеходами, будучи подвешенным на тросах. Он проходит в 50 м над водой.
72 поворота дороги G318 в ущелье реки Нуцзян (Салуин) – туристическая инфраструктура
Упомянутые природные сложности строительства в Тибете – стройплощадка на отвесных скалах, суровый и непредсказуемый климат, сокращающий возможный период строительных работ, высота над уровнем моря, затрудняющая физический труд (поэтому использовалось шесть смен рабочих, и целом набрать их было проблематично: строители с равнин не могли трудиться на такой высоте), ветра, часто достигающие в узкой долине Нуцзяна силы 11 м/с и более, оползни, обвалы, грязевые потоки, сочетаются с техническими. Горная дорога с резкими поворотами и многочисленными тоннелями замедляет и усложняет доставку техники, людей, материалов: ничего длиннее 13 м перевезти в принципе нельзя. Поэтому пришлось обойтись без сваебойных машин: скважины для свай (всего 39, глубиной до 25 м, диаметром 1,8 м) бурили вручную сверлом с водяным охлаждением по 60 см за раз. Сначала обрабатывали периметр, потом вручную вынимали породу из центра. Все усугублялось неустойчивостью грунта на обоих берегах, а также его неоднородностью: скважина могла проходить через несколько радикально разных по своим качествам слоев. Было перепробовано более 50 видов сверл китайского производства, но ни одно не подошло, и на заводе разработали и произвели специальные, отвечающие нуждам проекта (110 мм).
72 поворота дороги G318 в ущелье реки Нуцзян (Салуин) – туристическая инфраструктура
Даже геодезические работы пришлось выполнять с альпинистским оборудованием вручную: съемке с дронов мешали сильные ветра. До стройплощадки на правом берегу рабочим приходилось идти пешком два часа утром и возвращаться два часа вечером. Доставить что-либо туда можно было лишь по той же тропе силами строителей, что еще замедляло передвижение. Поэтому через реку были организованы пассажирская и грузовая кабельные дороги, чтобы перемещать все необходимое с левого берега, где идет шоссе и в принципе есть пространство для маневра. Замешивать бетон было возможно лишь в 40 км от стройплощадки, в центре уезда, привозить на бетономешалках, а потом доставлять на правый берег через реку по трубе длиной 150 м, которая нередко забивалась. Поэтому любая работа с бетоном требовала максимального внимания и точного планирования, но даже при соблюдении этих условий порой приходилось замешивать бетон на правом берегу вручную, что также замедляло и усложняло стройку.
72 поворота дороги G318 в ущелье реки Нуцзян (Салуин) – туристическая инфраструктура
На левом берегу удалось установить обычный и башенный краны, которые выгружали прибывающие материалы и детали на нужную часть стройплощадки или на кабельную дорогу для доставки на другой берег.