Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

07.11.2024

«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное сакральное

Мастерская:
Marks Group

Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.

В начале августа в рамках фестиваля «Открытый город» стартовал воркшоп «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» от компании MARKS GROUP. В этом году фестиваль посвящен теме сакрального в архитектуре. Как отмечают кураторы MARKS GROUP, понятие «сакрального» – хаотично, неосязаемо, загадочно и именно эта зыбкость и таинственность стали основой для формулирования проблемы воркшопа.

О воркшопе «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное»

Воркшоп представлял собой исследование формирования стихийных сакральных мест по всей России. Каждое сакральное место или объект несет в себе отпечаток уникальных традиций, обычаев, верований и исторических событий, отражая особенности культурного развития и духовные ценности народа. Кураторы предложили участникам выявить закономерности возникновения таких объектов, изучить причины, по которым такие объекты считаются сакральными. А еще понять, можно ли на основе полученных данных вывести формулу создания сакрального объекта?
Материалы воркшопа «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное», проведенного в рамках фестиваля «Открытый город 2024»
Материалы воркшопа «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное», проведенного в рамках фестиваля «Открытый город 2024»
© Изображение предоставлено MARKS GROUP

Важнейшая цель фестиваля «Открытый Город»  – это вовлечение студентов архитектурных вузов в реальный рабочий процесс под кураторством ведущих специалистов из архитектурной среды. Данный воркшоп не стал исключением: заявки на участие в исследовании сакральных мест подали более 60 студентов из самых разных уголков страны.

Большой частью программы воркшопа стал лекционный цикл с ведущими экспертами, что позволило участникам еще больше погрузиться в тему сакрального. Среди лекторов были:
  • Ксения Васильева, культуролог, гид по Кузбассу, победитель Всероссийского конкурса «Маршрут года» 2022 г. с темой лекции «Заводская территория как сакральное пространство индустриальной культуры»
  • Николай Плужников, этнограф (антрополог), кандидат исторических наук, северовед и художник, специалист по малым народам Сибири и Севера России с темой лекции: «Священные места в традиционной культуре народов сибири и крайнего севера России»
  • Александр Думчиков, заведующий научно-информационным центром Музея истории Екатеринбурга с темой лекции: «На смену сакральному: образы свердловского конструктивизма»
  • Ольга Литвинова, Архитектор-реставратор, доцент ВАК, кандидат исторических наук, руководитель 7 научно-исследовательских проектов федерального уровня с темой лекции: «Исследование форм и смыслов»
Но основная цель воркшопа заключалась в том, чтобы провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе.

В ходе занятий была сформирована отдельная исследовательская группа, которая провела углубленный анализ различных сакральных объектов, расположенных в регионах России. В процессе работы группа рассмотрела множество объектов, среди которых: святые источники, места «силы» и другие локусы, имеющие духовное значение для локальных сообществ.

Как возникают сакральные объекты?

В ходе работы над изучением сакрального студентам удалось разработать схему природы появления сакральных объектов.

Во-первых, был сделан вывод о том, что происхождение сакральных объектов связано с местами в ландшафте, вызывающими сильные эмоции или связанными с местной историей.
Материалы воркшопа «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное», проведенного в рамках фестиваля «Открытый город 2024»
Материалы воркшопа «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное», проведенного в рамках фестиваля «Открытый город 2024»
© Изображение предоставлено MARKS GROUP

Кроме того, формирование сакрального происходит через культуру, мифологию, религию и этнические традиции. Мифология придает природным объектам символическое значение, связывая их с локальными легендами и преданиями. Религия подтверждает их сакральный статус, а этнические традиции сохраняют это значение, делая места важными для сообществ.

Время играет ключевую роль в формировании сакральности, значение объекта для идентичности местных групп может развиваться на протяжении длительного времени, благодаря истории объекта, его использованию в религиозных обрядах или долгому существованию.

Финальное звено схемы возникновения сакральных объектов – чувства. Они являются основной силой сакрального, передаваемой через необъяснимые эмоции, наделяющие объект таинственными свойствами.
Материалы воркшопа «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное», проведенного в рамках фестиваля «Открытый город 2024»
Материалы воркшопа «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное», проведенного в рамках фестиваля «Открытый город 2024»
© Изображение предоставлено MARKS GROUP

Можно сделать вывод, что стихийное сакральное формируется благодаря солидарности, схожей философии общества, а также коллективному восприятию. То, что находит глубокий отклик у одного человека, задевает и коллективные чувства, тем самым формируя прочные связи единомышленников.

Сакральные пространства: 5 основных аспектов

Погрузившись в исследование сакральных пространств, участники пришли к выводу, что его основой является взаимодействие пяти важнейших аспектов, которые требуют внимательного изучения. Эти аспекты включают в себя: взаимодействие объекта с человеком, форму, материал, детали и окружение.
Материалы воркшопа «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное», проведенного в рамках фестиваля «Открытый город 2024»
Материалы воркшопа «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное», проведенного в рамках фестиваля «Открытый город 2024»
© Изображение предоставлено MARKS GROUP

Сосредоточившись на своем аспекте, каждая из команд выбрала 10 стихийных сакральных объектов по всей России и начала более глубокое исследование каждого из них. В ходе проекта были сделаны неожиданные выводы: так, исследователи такого аспекта, как «Детали» определили, что большинство деталей в сакральных объектах являются рукотворными. Многие из них делались с целью проведения ритуалов, некоторые формировались под воздействием природы с течением времени. С другой стороны, изучая проблему взаимодействия сакральных мест, студенты обратили внимание на значение обрядов в процессе сакрализации.
Материалы воркшопа «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное», проведенного в рамках фестиваля «Открытый город 2024»
Материалы воркшопа «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное», проведенного в рамках фестиваля «Открытый город 2024»
© Изображение предоставлено MARKS GROUP

Case study: Смерть-гора Воттоваара как место силы

Смерть-гора Воттоваара – наивысшая точка западной Карелии (417м). Она находится в двадцати километрах на юго-восток от поселка Суккозеро Муезерского района Республики Карелия. Около 9 тысяч лет здесь произошло мощное землетрясение, в результате которого образовался гигантский провал. Так на вершине возник естественный амфитеатр, усеянный небольшими озерами и выступами скал. Именно этот объект стал прекрасным источником для глубокого исследования в рамках воркшопа.

«Русским Стоунхенджем» Воттоваара названа неслучайно. Территория горы заполнена разнообразными рукотворными каменными сооружениями – сейды, лабиринты, кромлехи и мегалиты, которые использовались древними цивилизациями в ритуальных целях. Причастность человека документируется:

       а) как многотонные валуны (камни-сейды), расположенные в пространстве неестественным образом, устойчиво опираются на маленькие камешки-подставки?
       б) почему форма колодца и многочисленные камни на близлежащей местности высечены под правильными углами?
       в) были ли технические предпосылки к использованию мегалитов из-за высокого содержания кварца в камне, который использовался на Воттоваара в строительстве?


Наши предки жили в согласии с природой, подчиняясь ее законам, поэтому все природные и священные объекты наделялись разумом. Обращаться к ним было необходимо как к одушевленным существам, выражая уважение и благодарность духу места. Так, например, считается, что, если под сейдом есть мох, значит, его дух жив и с ним можно пообщаться, заручившись его поддержкой.

Об энергетике данного места слагаются легенды. Ветви, растущие к земле, закручивающиеся вокруг своей оси стволы, выходящая из строя электроника, дискомфортные ощущения у посетителей. Какова реальная причина аномальных явлений? Можно лишь предполагать. Место силы становится таковым в двух случаях: или человек наделяет его своей верой, усиливая с каждым словом и ритуалом, или – под действием природных явлений (разломы земной коры, где земные потоки встречаются с солнечными).
Материалы воркшопа «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное», проведенного в рамках фестиваля «Открытый город 2024»
Материалы воркшопа «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное», проведенного в рамках фестиваля «Открытый город 2024»
© Изображение предоставлено MARKS GROUP

Разложив духовное и неосязаемое на конкретные прикладные составляющие, участники воркшопа сделали важный шаг к пониманию сакральности в пространстве и его выявлению. Шаг навстречу к себе и осознанию источника силы и эмоций.

Напомним, что одна из главных особенностей воркшопа заключается в его ориентации на практику. Кураторы MARKS GROUP создали продукт для архитекторов, благодаря которому они смогут воплощать свои самые смелые и нестандартные идеи и наделять свои объекты «душой». Комбинируя выделенные параметры, архитекторы смогут найти новые решения для создания сакральных пространств, гармонично вписывающихся в существующий контекст.

«Появление архитектурных объектов, которые не только эстетически привлекательны, но и вызывают глубокие эмоциональные отклики у людей, сродни тем ощущениям, которые человек испытывает в сакральных пространствах, может стать реальностью в ближайшем будущем. Наш воркшоп представляет собой значительный шаг в этом направлении»

– кураторы проекта.

Сделанные в ходе исследования выводы авторы проекта поместили в удобное руководство – книгу и картину, презентация которых пройдет в Музее архитектуры им. А.В. Щусева в Москве 14 и 15 ноября 2024 года в рамках итоговой выставки фестиваля «Открытый город».

Над воркшопом работали:

Кураторы от MARKS GROUP:
Иван Сорокин, руководитель проекта MARKS GROUP
Соломон Ядадияев, архитектор MARKS GROUP
Александра Ковязина, специалист отдела градостроительного анализа MARKS GROUP

Студенты:
Рахмангулова Алина
Мурашова Алиса
Гордеева Полина
Барсегян Марьям
Полянская Александра
Морозов Илья
Буртасов Евгений
Харатян Анжелика
Гафарова Ниаль
Гарифуллина Аделина
Кундашкина Анастасия
Михайлова Полина
Ткачук Александра
Рыжкова Екатерина
Башарова Арина
Михайлов Павел
Балякина Алиса
Арутюнян Милана
Юнусова Арина
Фролова Ульяна
Борзова Ева
Карабатова Валерия
Бочкарева Арина
Материалы воркшопа «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное», проведенного в рамках фестиваля «Открытый город 2024»
Материалы воркшопа «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное», проведенного в рамках фестиваля «Открытый город 2024»
© Изображение предоставлено MARKS GROUP