Федеральный закон о развитии креативных (творческих) индустрий в России, принятый летом этого года, обсудили на пленарной сессии Международного конгресса молодых архитекторов и дизайнеров. Конгресс прошел в Москве в рамках Международного научно-практического симпозиума «Будущее строительной отрасли: вызовы и перспективы развития».
Креативные индустрии – это сектор экономики, связанный с интеллектуальной деятельностью, развивающийся преимущественно на идеях и технологиях, представляющий собой их синтез. К нему относятся научно-исследовательская деятельность, дизайн, телевидение, музыка, мода, архитектура, разработка программного обеспечения и другие сферы.
В правительстве РФ рассчитывают, что креативные индустрии способны стать драйвером и фундаментом экономики, обеспечить производство смыслов, идей и образов – наиболее востребованного в информационном обществе продукта.
Роль креативных индустрий в национальном ВВП многих стран остается существенной – показатель достигает 7%. В России до недавнего времени он составлял порядка 3,2%, однако отрасль ориентирована на рост. К 2030 году, согласно правительственной концепции, доля «творческого» сектора в российском ВВП должна вырасти с примерно 3,5% до 6%, в том числе за счет использования сильных сторон специализации регионов и создания территориальной инфраструктуры креативного предпринимательства.
Наиболее динамичными темпами креативные индустрии развиваются в Москве, где работает 1,5% креаторов всего мира – такие данные приводит Анастасия Рыбкина, заместитель генерального директора по инфраструктурной и финансовой поддержке АНО «Агентство креативных индустрий». Она отметила, что именно в Москве наиболее высокими темпами увеличивается объем выручки, растет число компаний в приоритетных направлениях – кино, видеоигры, дизайн, мода.
Но принятый закон распространяется не только на эти сферы и не только на Москву. Как отметил Виталий Ставицкий, президент Союза Дизайнеров России, в новом документе большая роль отведена регионам. В первой половине 2024 года в России объем туристического потока внутри страны вырос на 9,35%. В таких условиях развитие креативных индустрий становится особенно актуальным в регионах, где конкуренция за туристов с каждым годом будет только расти.
Среди других тем, обсуждавшихся на пленарной сессии – дефицит кадров в сфере креативных индустрий и защита интеллектуальной собственности.
|