Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
После второго курса студенты факультета Архитектуры Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина традиционно обучаются в персональных мастерских. В этой публикации – лучшие работы бакалавров и магистра 2024 года, подготовленные под руководством Никиты Явейна, Сергея Падалко, Евгения Новосадюка, Алены Амелькович.
Две представленные работы являются рефлексией и возможным развитием предложений нереализованных проектов «Студии 44» – музея блокады и жилого района на намывных территориях. В третьей работе также чувствуется влияние мастерской: Музей китов в Териберке автор формирует по подобию кампуса, а в качестве основного материала использует дерево и рыболовные сети.
Музейно-выставочный комплекс для размещения Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Ирина Кащеева
Каким может быть музей обороны и блокады Ленинграда? За ответом пришлось обратиться к литературным памятниками. Призма восприятия войны и города разнится у каждого ленинградца: отличия кроятся в довоенной повседневности, становящейся в военные будни спасательным кругом для горожанина. Мир, перевернутый войной, вновь пытается встать на место, если человеку есть на что опереться.
Музейно-выставочный комплекс для размещения Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Точки опоры становятся лейтмотивом музея, материализуясь в виде экспозиционных башен. Горизонтальные уровни разложены по шкале времени, соответствующей годам, в которые город находился в блокаде. Хронологический маршрут начинается с нуля и заканчивается пространством с видом на город – от 1941 к 1945 году. Последовательность посещения экспозиции может меняться по воле посетителя. Хаотичный просмотр может расширить взгляд на события и перенести зрителя совсем в другой мир.
Музейно-выставочный комплекс для размещения Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Териберка – село, построенное рыбаками для рыбаков на берегу Баренцева моря. Задача представленного проекта – встроить музей китов и его экспозицию в жизнь и исторический контекст места проектирования.
Новый объект предлагается разместить у берега неподалеку от ветхих, когда-то жилых домов. Здание музея, реагируя на окружение, представляет собой комплекс из множества деревянных домиков, над которыми натянуты рыболовные сети – скульптурная часть, отсылающая к истории взаимодействия человека с морем.
Главный вход в музей осуществляется с юга через тоннель с временной экспозицией. Далее посетители проходят в фойе, откуда можно попасть во все залы, расположенные на разных отметках по рельефу, а также в образовательный блок. Выставочное пространство организовано свободно, что позволяет гостям выстраивать свой собственный маршрут.
Работа посвящена исследованию спортивно-оздоровительных комплексов, от древнеримских терм и общественных бань до современных велнес-центров.
Бани всегда являлись неотъемлемой частью городской жизни. В настоящее время актуальность набирают многофункциональные комплексы. Одни из наиболее значимых их предшественников – античные термы, в которых посетитель переходил от холодных помещений к наиболее отапливаемым, а по пути была возможность позаниматься спортом, прогуляться по саду или зайти в библиотеку.
СПА-комплекс в составе на территории Горской гавани
За основу генерального плана взят проект развития бывшей промышленной территории Горская «Студии 44». Это рекреационный кластер с разнообразным функциональным наполнением. Предлагается сохранить существующую экосистему, благоустроить территорию и сделать ее доступной для туристов. Парк условно делится на четыре части: входная рекреационная, спортивно-оздоровительный комплекс, замыкающий ось, сам парк у водоемов и набережная.
На план спа-комплекса повлияли хаотичные очертания древнеримской виллы Адриана в Тиволи и виллы Армерино в Сицилии. Соединения архитектурных объемов отсылают к проектам Луиса Кана.
СПА-комплекс в составе на территории Горской гавани
Функционально план делится на входную группу, зоны раздевалок, банные пространства, крытые спортивные бассейны, спортивный блок, административные помещения и тренерские, дополнительные досуговые пространства. Как и в античных образцах посетитель первым делом попадает в вестибюль, откуда можно пройти в раздевалки, ресторан или библиотеку. Из раздевалок через распределительное помещение по кругу или против часовой стрелки выстраивается маршрут в банные пространства или в спортивный блок, в который входят многофункциональный спортивный и тренажерный залы, крытый теннисный корт и скалодром.
Планировку водных пространств можно условно поделить на две части: спа и спортивные зоны, примыкающие к основному закольцованному маршруту. В спа-зону входят массажные, сауны, хаммамы, японские и иранские бани. Спортивная зона начинается с крытой палестры, где посетители могут размяться перед посещением, как это было в древнеримских термах. Также там находятся бассейны для плавания 25 и 50 метров, для дайвинга и гребли.
СПА-комплекс в составе на территории Горской гавани
В центре комплекса расположен открытый бассейн для купания, в пространстве которого находится несколько башен, внутри которых расположены сауны, массажные, кафе, бары, второй бассейн для дайвинга глубиной 30 метров.
Функциональные блоки стыкуются друг с другом под разными углами, между некоторыми из них образовывается пространство многоугольного очертания в плане, где находятся дополнительные открытые бассейны. После банных процедур посетитель может выйти во двор и подняться на эксплуатируемую кровлю, на которой расположены террасы для отдыха, сады и спортивные площадки.
СПА-комплекс в составе на территории Горской гавани