Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

20.09.2024

Наука + искусство = фестиваль

Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.

Ежегодный смотр современного искусства «Здесь и Сейчас» проходит в шестой раз и в четвертый – вне стен выставочных залов. С прошлого года в фестивале участвуют не только московские, но и региональные авторы, что сохранится и в настоящем проекте. Местами для демонстрации произведений искусства на территории «Сколково» стали узловые точки общественной жизни: парки и сады, центральный улицы и бульвары, территории бизнес-центров и образовательных учреждений.

Карта первого этапа
Карта первого этапа
© Предоставлена Парком «Зарядье»

Все объекты появятся на территории Инновационного центра «Сколково» в течение осени 2024 года. Рассказываем о тех, что уже установлены по маршруту. 

 

Арт-объекты


Егор Плотников, «Поиск равновесия»
В поисках равновесия © Егор Плотников
В поисках равновесия
© Егор Плотников
В поисках равновесия © Егор Плотников
В поисках равновесия
© Егор Плотников
В поисках равновесия © Егор Плотников
В поисках равновесия
© Егор Плотников
В поисках равновесия © Егор Плотников
В поисках равновесия
© Егор Плотников

Несколько белых фигур в Исцеляющих садах медицинского кластера символизируют разные состояния человека, сбежавшего от городского шума и раздавленного постоянным стрессом. В живописном месте происходит момент выдоха. И человек становится частью природной композиции. Не только персонаж этой композиции, но и каждый зритель.
Полина Фролова, «Букет полевых цветов»

Легкая и наивная работа о том, как может сочетаться природа и город. Гигантский букет, собранный как будто из деталей лего, расположен между двумя зданиями бизнес-центров. Это напоминание о том, как важно современному человеку остановится и вспомнить о чем-то настоящем.
Красил Макар, «Косморомашка»
Косморомашка © Красил Макар
Косморомашка
© Красил Макар
Косморомашка © Красил Макар
Косморомашка
© Красил Макар

Яркий и объемный арт-объект действительно напоминает представителя внеземных цивилизаций, но при этом ясно намекает на незамысловатое гадание на лепестках ромашки земной. Зритель может пересчитать оставшиеся лепестки, продолжив присказку “любит-не любит”.
Анастасия Рыжикова, «Квантовая суперпозиция»
Квантовая суперпозиция © Анастасия Рыжикова
Квантовая суперпозиция
© Анастасия Рыжикова
Квантовая суперпозиция © Анастасия Рыжикова
Квантовая суперпозиция
© Анастасия Рыжикова
Квантовая суперпозиция © Анастасия Рыжикова
Квантовая суперпозиция
© Анастасия Рыжикова

Композиция, покрытая 365 зеркальными фрагментами, символизирует ощущения человека при перемещении во времени. В ней зафиксирована множественность вариаций развития человечества и множественность последствий ежедневного выбора каждого человека.
Диана Воуба, «Алфавитяне»
Алфавитяне © Диана Воуба
Алфавитяне
© Диана Воуба
Алфавитяне © Диана Воуба
Алфавитяне
© Диана Воуба
Алфавитяне © Диана Воуба
Алфавитяне
© Диана Воуба
Алфавитяне © Диана Воуба
Алфавитяне
© Диана Воуба
Алфавитяне © Диана Воуба
Алфавитяне
© Диана Воуба

Фигуры этой композиции напоминают людей и животных, но на самом деле каждая из них – часть вымышленного алфавита. Количество комбинаций, которые можно составить из этих символов – бесконечно.
Александр Кашин, «Портрет художника. Сборная модель»
Портрет художника. Сборная модель © Александр Кашин
Портрет художника. Сборная модель
© Александр Кашин
Портрет художника. Сборная модель © Александр Кашин
Портрет художника. Сборная модель
© Александр Кашин
Портрет художника. Сборная модель © Александр Кашин
Портрет художника. Сборная модель
© Александр Кашин

Этот объект должен стать для зрителя конструктором, с помощью которого можно взаимодействовать с искусством напрямую. Элементы, напоминающие некоторые известные арт-произведения, представлены в виде набора деталей в разобранном состоянии, как это бывает в конструкторах “Собери сам”. Зритель может в своем воображении собрать из этих деталей собственное произведение.

Муралы

Андрей Оленев, «Творец»
Творец © Андрей Оленев
Творец
© Андрей Оленев
Творец © Андрей Оленев
Творец
© Андрей Оленев

Мужская рука с одной стороны объекта зажигает лампы, которые выступают символами новых идей и творений. С другой стороны женские руки держат сосуды с водой, которая символизирует источник познания. Так художник изображает суть творчества.
Евгений Малышев (JÖN), «Воспоминание»
Воспоминание © Евгений Малышев (JÖN)
Воспоминание
© Евгений Малышев (JÖN)
Воспоминание © Евгений Малышев (JÖN)
Воспоминание
© Евгений Малышев (JÖN)

Работа отсылает к детским воспоминаниям, которые как будто восстановлены с помощью цифровых редакторов или нейросетей. Память выхватывает фрагменты, и на их основе выстраивает новые образы, зачастую совсем не соответствующие изначальной действительности. Мурал, изображающей купающихся детей, гармонично смотрится на детской площадке с песком.
Оля «Iney» Чикина, «Без названия»
Без названия
Без названия
© Оля «Iney» Чикина

Этот мурал – метафора технологичности. Все символы, из которых создан этот орнамент, вызывают ассоциации с конкретными физическими или техническими обозначениями. Но каждый зритель сможет прочесть эту тайнопись по-своему, исходя из личного опыта и личных ассоциаций.
Анатолий Akue, «Change»
Change © Анатолий Akue
Change
© Анатолий Akue
Change © Анатолий Akue
Change
© Анатолий Akue

Создавая эту роспись, художник размышлял на тему необратимости изменений и метаморфоз. Порой человеку нужно сделать паузу, чтобы заметить трансформации вокруг и внутри себя. Этот мурал – замеревшая в моменте трансформация.
Иван Найнти, «По ту сторону экрана»
По ту сторону экрана © Иван Найтни
По ту сторону экрана
© Иван Найтни
По ту сторону экрана © Иван Найтни
По ту сторону экрана
© Иван Найтни

Сюжет этого мурала таков: человек за вычислительной машиной получает сообщение, которое ему отправляет другой человек, изображенный с оборотной стороны объекта. Таким способом художник хотел отменить, насколько развились технологии со времен ЭВМ. Синие тона наводят на ассоциации с цианотипией и придают рисунку эффект архивной фотографии.
Владислав Дакес, «1+1=3»
1+1=3 © Владислав Дакес
1+1=3
© Владислав Дакес
1+1=3 © Владислав Дакес
1+1=3
© Владислав Дакес

Создавая эту работу для фестиваля, автор задумывался о роли эксперимента в искусстве и науке. В названии он использовал выражение, которое можно отнести к так называемой синергетической арифметике, которая не имеет математического смысла, но отражает важные характеристики творческих, социальных и научных процессов. Автор утверждает, что всё концептуальное рождается из двух отдельных элементов, теории и практики. Любой результат, который становится непреложной научной истиной, получен на бэкграунде, который разработали другие ученые.
Илья Блинов (Slak) «Калейдоскоп»
Калейдоскоп © Илья Блинов (Slak)
Калейдоскоп
© Илья Блинов (Slak)
Калейдоскоп © Илья Блинов (Slak)
Калейдоскоп
© Илья Блинов (Slak)
Калейдоскоп © Илья Блинов (Slak)
Калейдоскоп
© Илья Блинов (Slak)
Калейдоскоп © Илья Блинов (Slak)
Калейдоскоп
© Илья Блинов (Slak)

Образ калейдоскопа это метафора того, как различные направления, которые присутствуют и развиваются в Сколково, сочетаются в совершенно неожиданные картины. Они абсолютно самодостаточны, но именно в созвучии дают уникальный результат. Линии, формы и цвета этой росписи распадаются и с разных сторон выглядят по-разному. Но именно содружество элементов создаёт общее впечатление.

Остальные объекты появятся на территории Инновационного центра «Сколково» в течение осени 2024 года и простоят до конца лета 2025.