Арт-павильон в новом жилом районе Нанкина по проекту местного бюро azLa напоминает о 3-тысячелетней истории и столичном статусе этого мегаполиса.
В новом жилом массиве в районе Цзянье, находящемся к юго-западу от центра Нанкина, не хватало небольшого культурного и общественного центра. Застройщик решил обыграть в его проекте более чем 3-тысячелетнюю историю Нанкина, служившего в общей сложности 1800 лет столицей Китая – как в древности, так и в XX веке; он первым в мире достиг численности населения в миллион, а в период Шести династий, в середине 1-го тысячелетия нашей эры, стал крупнейшим городом планеты. Цзянье – одно из древних его названий, как и Цзиньлин, которое использовали в девизе задачи на проектирование: «Возрождение Цзиньлина под сенью фирмианы» (фирмиана – важное для китайской культуры дерево).
Архитекторы azLa фокусируются на изучении культурных кодов в архитектуре, поэтому такое задание им было более чем кстати. Они соединили в своем проекте очертания иероглифов лин (陵 и 菱) и мотив ромба, важный для Нанкина. Его внешние укрепления XIV века имели ромбовидный план, так как следовали окружающим город возвышенностям, такой же план имеет знаменитый приречный дом семьи Тао, важная местная достопримечательность. Наконец, сетка, по которой расставлены многоэтажки в месте строительства павильона, создает угол в 20 градусов с проходящей мимо дорогой: это тоже стало причиной отхода архитекторов от диктата прямого угла.
Так сформирован объем павильона: его квадратное основание следует сетке, а ромбическая крыша повернута параллельно шоссе; эти две плоскости соединяет обтекаемое «тело» здания. В результате возникли динамичные облик и помещения, хотя реализовать такой проект было нелегко.
В основе – стальной каркас, оболочка – навесные фасады. Их покрывают 139 тысяч кирпичей формата 60x60x180 мм. Они должны напомнить о кладке городских укреплений, а их цвет взят у еще более древнего образца, хранящегося в Нанкинском музее. Тот кирпич был произведен при государстве Восточная Цзинь, в IV веке нашей эры.
Одна треть кирпичей покрыта глазурью, остальные – обычные: с помощью этой разницы фактура фасадов плавно меняется от кровли к основанию, что вновь вдохновлено крепостными стенами Нанкина.
Часть кирпичей укреплена на подсистеме с помощью анкеров, часть – с помощью клея. Фасад состоит из вытянутых «единиц» длиной 1,2 м и разной ширины. Все они прямоугольные, поэтому криволинейные участки покрыты узкими «единицами», позволяющими сохранить плавный силуэт здания. Для уточнения схемы монтажа на стройке широко использовали мокапы 1:1.