Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.08.2024

СПбГАСУ ДАС 2024: магистры

Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.

Специфика магистерских диссертаций, выпущенных кафедрой в 2024 году – в их четкой направленности на устойчивое развитие территорий, на выявление и сохранение особенностей объемно-пространственной среды, ревитализацию деградирующих территорий и сохранение ценных природно-искусственных ландшафтов. Много внимания было уделено теоретическому блоку магистерского исследования. Научные руководители магистрантов кафедры ДАС нацелены на то, чтобы теоретическая часть магистерской работы не превращалась в пародию на кандидатскую диссертацию, а служила бы крепкой теоретической базой для разработки авторской проектной концепции.   

Преобразование санаторно-курортных объектов Крыма в соответствии с принципами сохранения идентичности

Александра Крышева
Руководитель: заведующая кафедрой Дизайна архитектурной среды, кандидат архитектуры Мария Гранстрем

На Южном побережье Крыма существуют неосвоенные территории с законсервированными туристическими объектами – памятниками советского модернизма, формирующими характерную архитектурно-ландшафтную среду. Сохранение ее идентичности – важная задача, включающая в себя исторический, градостроительный, архитектурный, экологический и социокультурный аспекты.

Преобразование санаторно-курортных объектов Крыма в соответствии с принципами сохранения идентичности. Аксонометрические схемы
Преобразование санаторно-курортных объектов Крыма в соответствии с принципами сохранения идентичности. Аксонометрические схемы
© Александра Крышева

Для преобразования была выбрана территория на Северной стороне Севастополя. На основе комплексного исследования были определены основные составляющие средовой идентичности – объекты советского модернизма и природные особенности территории. Выявлена степень их влияния на проектные решения, разработаны и обоснованы проектные ограничения.
Преобразование санаторно-курортных объектов Крыма в соответствии с принципами сохранения идентичности. Концепция проекта © Александра Крышева
Преобразование санаторно-курортных объектов Крыма в соответствии с принципами сохранения идентичности. Концепция проекта
© Александра Крышева
Преобразование санаторно-курортных объектов Крыма в соответствии с принципами сохранения идентичности. Принципы проектирования © Александра Крышева
Преобразование санаторно-курортных объектов Крыма в соответствии с принципами сохранения идентичности. Принципы проектирования
© Александра Крышева

Автор применила метод комплексного подхода к исследованию деградирующих территорий, при котором они рассматриваются как неотъемлемая часть рекреационного пространства города. В работе впервые комплексно рассмотрены факторы и условия, влияющие на специфику преобразования территорий незавершенных курортных объектов советского периода в контексте сохранения их средовой идентичности. Были разработаны теоретическая и проектная модели преобразования зданий и территорий курортных комплексов периода советского модернизма. В теоретической части исследования сформулированы принципы ревитализации незавершенных санаторно-курортных объектов.
Преобразование санаторно-курортных объектов Крыма в соответствии с принципами сохранения идентичности. Генеральный план и сечения © Александра Крышева
Преобразование санаторно-курортных объектов Крыма в соответствии с принципами сохранения идентичности. Генеральный план и сечения
© Александра Крышева
Преобразование санаторно-курортных объектов Крыма в соответствии с принципами сохранения идентичности. Основное здание © Александра Крышева
Преобразование санаторно-курортных объектов Крыма в соответствии с принципами сохранения идентичности. Основное здание
© Александра Крышева
Преобразование санаторно-курортных объектов Крыма в соответствии с принципами сохранения идентичности. Виллы © Александра Крышева
Преобразование санаторно-курортных объектов Крыма в соответствии с принципами сохранения идентичности. Виллы
© Александра Крышева
Преобразование санаторно-курортных объектов Крыма в соответствии с принципами сохранения идентичности. Ботанический сад и зверинец © Александра Крышева
Преобразование санаторно-курортных объектов Крыма в соответствии с принципами сохранения идентичности. Ботанический сад и зверинец
© Александра Крышева
Преобразование санаторно-курортных объектов Крыма в соответствии с принципами сохранения идентичности. Бунгало © Александра Крышева
Преобразование санаторно-курортных объектов Крыма в соответствии с принципами сохранения идентичности. Бунгало
© Александра Крышева
Преобразование санаторно-курортных объектов Крыма в соответствии с принципами сохранения идентичности. СПА-комплекс и ресторан © Александра Крышева
Преобразование санаторно-курортных объектов Крыма в соответствии с принципами сохранения идентичности. СПА-комплекс и ресторан
© Александра Крышева
Преобразование санаторно-курортных объектов Крыма в соответствии с принципами сохранения идентичности. 1 Актуальность исследования и исторические предпосылки © Александра Крышева
Преобразование санаторно-курортных объектов Крыма в соответствии с принципами сохранения идентичности. 1 Актуальность исследования и исторические предпосылки
© Александра Крышева

 
Заведующая кафедрой Дизайна архитектурной среды, кандидат архитектуры Мария Гранстрем
Для данной публикации нами были выбраны проекты магистрантов, наиболее явно иллюстрирующие политику нашей кафедры. Сохранение объемно-пространственных характеристик, тесное взаимодействие архитектурной и природной среды – вот важнейшие аспекты, на которых построила свою дипломную магистерскую работу Александра Крышева. Важно отметить, что принципы, сформулированные Александрой и примененные ею при разработке проекта, возможно использовать не только на данном участке проектирования, но и на других территориях со сходными характеристиками.
Организация велопешеходной инфраструктуры в юго-западной части Санкт-Петербурга

Юлия Урюпина
Руководитель: Денис Романов

Одним из приоритетных направлений развития велопешеходной инфраструктуры в Санкт-Петербурге является создание связей с пригородами юго-западного направления. Проектируемый велопешеходный маршрут не только связывает отдаленные районы города, но и предполагает развитие внутреннего велосипедного и пешеходного туризма: он предназначен как для утилитарных, так и для рекреационных и туристических поездок.

В рамках концепции предложена общая трассировка маршрута и разработаны участки, имеющие важное транспортное и туристическое значение. Движение по маршруту начинается с Кронштадтской площади – перекрестка с круговым движением, собирающим пользователей с прилегающих жилых кварталов и остановок общественного транспорта. Далее маршрут проходит преимущественно по зеленым зонам вдоль проспекта Стачек, Петергофского и Санкт-Петербургского шоссе, Нижней дороги, связывает основные жилые массивы, точки притяжения туристов, имеет связь с системой общественного транспорта, в том числе и с ж/д станциями. Окончанием маршрута является станция Старый Петергоф, откуда можно вернуться обратно в город.

Организация велопешеходной инфраструктуры в юго-западной части Санкт-Петербурга. Схема трассировки велопешеходного маршрута
Организация велопешеходной инфраструктуры в юго-западной части Санкт-Петербурга. Схема трассировки велопешеходного маршрута
© Юлия Урюпина

Большое внимание уделено разработке предметного наполнения проектируемого маршрута: объекты технической и туристической инфраструктуры позволяют создать функциональную, безопасную и привлекательную среду. Предметное наполнение сформировано исходя из средовых характеристик маршрута. 

Исторический контекст территории маршрута был учтен при создании брендинга и элементов стилистического и функционального наполнения: названия маршрута – «Петергофская дорога», и фирменного стиля: логотипа, системы навигации, туристических информационных стендов и дизайна благоустройства.

Для маршрута разработано индивидуальное благоустройство и единая брендированная система проката велосипедов: велокафе, станции проката, велопарковки, стойки ремонта, специальные малые архитектурные формы для велосипедистов.
Организация велопешеходной инфраструктуры в юго-западной части Санкт-Петербурга. Используемые элементы предметного наполнения велопешеходного маршрута
Организация велопешеходной инфраструктуры в юго-западной части Санкт-Петербурга. Используемые элементы предметного наполнения велопешеходного маршрута
© Юлия Урюпина

Уникальным решением проекта является создание велосипедного моста через Петергофское шоссе. Велопешеходный мост обеспечивает безопасное и быстрое пересечение сложного участка, а также является потенциальной точкой притяжения маршрута и участвует в визуальной организации среды: формирует новые видовые раскрытия на окружающие ландшафты – исторические парки и Финский залив, является архитектурной доминантой в формировании перспективных раскрытий Петергофской дороги.
Организация велопешеходной инфраструктуры в юго-западной части Санкт-Петербурга.  Кронштадтская площадь © Юлия Урюпина
Организация велопешеходной инфраструктуры в юго-западной части Санкт-Петербурга. Кронштадтская площадь
© Юлия Урюпина
Организация велопешеходной инфраструктуры в юго-западной части Санкт-Петербурга. Усадьба Знаменка. Нижняя дорога © Юлия Урюпина
Организация велопешеходной инфраструктуры в юго-западной части Санкт-Петербурга. Усадьба Знаменка. Нижняя дорога
© Юлия Урюпина
Организация велопешеходной инфраструктуры в юго-западной части Санкт-Петербурга. Велосипедный мост © Юлия Урюпина
Организация велопешеходной инфраструктуры в юго-западной части Санкт-Петербурга. Велосипедный мост
© Юлия Урюпина
Организация велопешеходной инфраструктуры в юго-западной части Санкт-Петербурга. Теоретическая модель основных решений организации велопешеходной инфраструктуры © Юлия Урюпина
Организация велопешеходной инфраструктуры в юго-западной части Санкт-Петербурга. Теоретическая модель основных решений организации велопешеходной инфраструктуры
© Юлия Урюпина
Организация велопешеходной инфраструктуры в юго-западной части Санкт-Петербурга. Проблематика и потенциал развития велопешеходной инфраструктуры в СПб И ЛО © Юлия Урюпина
Организация велопешеходной инфраструктуры в юго-западной части Санкт-Петербурга. Проблематика и потенциал развития велопешеходной инфраструктуры в СПб И ЛО
© Юлия Урюпина

 
Доцент кафедры Дизайна архитектурной среды Денис Романов
При значительном увеличении велосипедного трафика тема развития велопешеходных маршрутов, к сожалению, редко находит отражение в дипломных темах, зачастую ограничиваясь только градостроительным уровнем. В работе Юлии Урюпиной изначально была опасность, что утилитарность темы сильно повлияет на качество конечной работы и диплом окажется «сухим» и без яркой проектной составляющей. Однако, комплексное предпроектное исследование, основанное на сохранении природной и исторической идентичности территорий, формирование теоретической модели позволили предложить комплексные решения на градостроительном и на объектном уровне, сформировать систему технологического и туристического предметного наполнения маршрута, разработать его бренд и логотип.
Разработка экологических критериев в проектировании объектов ландшафтной архитектуры

Мария Девесилова
Руководитель: кандидат сельскохозяйственных наук Надежда Керимова

Проект – результат апробации теоретической части исследования, посвященного разработке экологических критериев в проектировании объектов ландшафтной архитектуры на территории заброшенной ветки железной дороги в Санкт-Петербурге. Предложенные критерии учитывают интересы не только жителей, но и представителей флоры и фауны: птиц, насекомых, растений. Эти задачи решаются для улучшения экологической обстановки в городе преимущественно посредством создания систем озелененных рекреационных пространств.

Разработка экологических критериев в проектировании объектов ландшафтной архитектуры
Разработка экологических критериев в проектировании объектов ландшафтной архитектуры
© Мария Девесилова

Проектное решение подразумевает деление участка на две части: линейный и природный парк, связанные зеленым мостом, который обеспечивает непрерывность зеленого клина и экосистемных процессов. Концепция предлагает решения ландшафтного зонирования и айдентики территории с помощью растений северо-западного региона. К участку примыкают заброшенные объекты культурного наследия – старые склады. Предложение включает их реконструкцию, приспособление под новые функции.
Разработка экологических критериев в проектировании объектов ландшафтной архитектуры © Мария Девесилова
Разработка экологических критериев в проектировании объектов ландшафтной архитектуры
© Мария Девесилова
Разработка экологических критериев в проектировании объектов ландшафтной архитектуры © Мария Девесилова
Разработка экологических критериев в проектировании объектов ландшафтной архитектуры
© Мария Девесилова
Разработка экологических критериев в проектировании объектов ландшафтной архитектуры © Мария Девесилова
Разработка экологических критериев в проектировании объектов ландшафтной архитектуры
© Мария Девесилова
Разработка экологических критериев в проектировании объектов ландшафтной архитектуры © Мария Девесилова
Разработка экологических критериев в проектировании объектов ландшафтной архитектуры
© Мария Девесилова

 
Доцент кафедры Дизайна архитектурной среды, кандидат сельскохозяйственных наук Надежда Керимова
Работа Марии Девесиловой стала нашей первой попыткой сформулировать научно-обоснованные критерии экологического проектирования городской среды. Эти критерии учитывают задачи сохранения и восстановления экосистемных процессов. Их достаточно просто использовать в процессе проектирования любых объектов городского озеленения – парков, садов, скверов, бульваров и набережных. Они ясно и четко раскрыты в дипломной работе и проиллюстрированы экспериментальным проектом. Критерии разработаны на основе научных данных и нормативных документов и могут быть полезны проектировщикам, архитекторам, градостроителям в работе над проектированием объектов ландшафтной архитектуры.
Ландшафтная организация и ревитализация исторического центра Кронштадта

Ольга Розова
Руководитель: заведующая кафедрой Дизайна архитектурной среды, кандидат архитектуры Мария Гранстрем

Кронштадт – несомненно, совершенно уникальный город. Интерес к нему возрастает, но в этом можно увидеть не только плюсы – в настоящее время уже существует конфликт интересов местных жителей с большим туристическим потоком. Поэтому необходимо создание инфраструктуры, ориентированной в равной доле как на туристов так и на местных жителей, бережное отношение к существующим объектам и зеленым насаждениям.

Ландшафтная организация и ревитализация исторического центра Кронштадта. Аналитика
Ландшафтная организация и ревитализация исторического центра Кронштадта. Аналитика
© Ольга Розова

Городская регенерация целесообразна с экономической, экологической и социальной точки зрения и имеет массу плюсов. Она способствует повышению качества и комфорта жизни. В процессе исследования автор сформулировала ряд принципов ландшафтной организации и ревитализации территории:
  • раскрытие новых возможностей бывших промышленных территорий и исторических объектов через приспособление под новые функции;
  • cохранение объектов культурного наследия и ценных ландшафтов;
  • использование потенциала водных объектов: развитие водного транспорта, создание туристических водных маршрутов, организация водных развлечений;
  • сохранение духа места;
  • использование социокультурного программирования как части предпроектного исследования, для дальнейшей работы с местным сообществом, обладающим особым «островным» менталитетом;
  • раскрытие визуальных связей на Морской собор, как на главную высотную доминанту исторического центра Кронштадта;
  • развитие пешеходной сети для равномерного распределения по территории исторического центра гостей и жителей города путем создания комфортной, безопасной и эстетически-привлекательной пешеходной среды, восстановления утраченных связей;
  • рекультивация: использование в ходе ревитализации технологии фиторемедиации, как способа очистки водных объектов и грунтов от промышленных загрязнений;
  • использование в озеленении аборигенных видов растений, устойчивых к сильным ветровым нагрузкам и климатическим особенностям;
  • использование открытых пространств, часто со спонтанно сложившейся растительностью, в интервалах между производственными зданиями для развития существующего зеленого каркаса, повышения биоразнообразия и организации рекреационных зон для населения.

Ландшафтная организация и ревитализация исторического центра Кронштадта. Общая аксонометрическая схема © Ольга Розова
Ландшафтная организация и ревитализация исторического центра Кронштадта. Общая аксонометрическая схема
© Ольга Розова
Ландшафтная организация и ревитализация исторического центра Кронштадта. Студенческий кластер © Ольга Розова
Ландшафтная организация и ревитализация исторического центра Кронштадта. Студенческий кластер
© Ольга Розова
Ландшафтная организация и ревитализация исторического центра Кронштадта. Культурный кластер © Ольга Розова
Ландшафтная организация и ревитализация исторического центра Кронштадта. Культурный кластер
© Ольга Розова
Ландшафтная организация и ревитализация исторического центра Кронштадта. Принципы ландшафтной организации и ревитализации территории © Ольга Розова
Ландшафтная организация и ревитализация исторического центра Кронштадта. Принципы ландшафтной организации и ревитализации территории
© Ольга Розова
Ландшафтная организация и ревитализация исторического центра Кронштадта. Фиторемедиация © Ольга Розова
Ландшафтная организация и ревитализация исторического центра Кронштадта. Фиторемедиация
© Ольга Розова

 
Заведующая кафедрой Дизайна архитектурной среды, кандидат архитектуры Мария Гранстрем
Представляется важным, что наши магистранты – ландшафтные архитекторы – сумели отразить региональные особенности и очень тактично работали с исторической средой. Например, Кронштадт имеет долгую и богатую историю, связанную с военно-морским флотом России, на протяжении почти трех веков он являлся закрытым городом. Это нашло отражение в магистерской работе Ольги Розовой. В ее концепции развития города «красной нитью» проходит тема сохранения духа места, исторической преемственности. Выработанная Ольгой стратегия учитывает специфику формирования среды центра Кронштадта в границах Обводного канала; обновленная среда сохраняет свои характерные особенности, адаптируясь к происходящим в ней изменениям.

Важным и ценным в этой работе, направленной на повышение туристической привлекательности города, является внимание к особенностям уклада жителей Кронштадта, к их комфорту и ценностям. В итоге магистерская работа Ольги явилась отражением принципов кафедры Дизайна архитектурной среды, предполагающей устойчивое развитие территорий через максимальное сохранение ткани города, его исторической планировочной структуры, нематериального наследия жителей.